Основанием для разработки областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2011-2013 годы" (далее - ОЦП "Развитие...", программа) являются:
1) постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года" (с изменениями на 20 марта 2009 года);
2) постановление Правительства Нижегородской области от 7 июля 2010 года № 404 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
3) протокол совещания у Губернатора Нижегородской области от 1 июня 2010 года № Прт-65/10-0-0.
Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий (строительство и реконструкцию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проведение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации), повышающих обеспеченность населения Нижегородской области объектами социальной и коммунальной инфраструктуры и оснащенность самих объектов системами отопления, водо - и газоснабжения.
Социально-экономическое развитие общества в целом, и, в частности, населения, зависит от функционирования системы удовлетворения многообразных потребностей. На качество жизни населения влияют обеспеченность жильем, услугами образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, бытового, транспортного, культурного обслуживания.
Недостаточный уровень обеспеченности территорий Нижегородской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры и неравномерность их размещения - одна из главных проблем социально-экономической дифференциации развития территорий.
Несмотря на то, что доля муниципальных районов и городских округов области с высоким и средним уровнем развития постепенно возрастает (до 75%), возможностей местных бюджетов недостаточно, чтобы самостоятельно, полноценно и быстро решить проблему по развитию сети учреждений социальной сферы, а также полноценной обеспеченностью инженерными коммуникациями.
Успешное выполнение данной задачи возможно только при консолидации усилий всех уровней власти.
Выравнивание существующего уровня различий - задача, на решение которой непосредственно направлена данная Программа.
На основании анализа уровня обеспеченности Нижегородской области, муниципальных районов и городских округов области объектами социальной и инженерной инфраструктуры выявлены следующие проблемы:
1) объекты социальной и инженерной инфраструктуры в ряде территорий Нижегородской области имеют высокую степень физического и морального износа;
2) более 40 районов области имеют уровень благоустройства жилищного фонда водопроводом, канализацией, центральным отоплением значительно ниже среднеобластного уровня, половина территорий области обеспечена газом ниже, чем в среднем по области;
3) объекты социальной и инженерной инфраструктуры крайне неравномерно размещены по территориям муниципальных районов, городских округов области.
В рамках реализации положений послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации по нормализации ситуации в моногородах в Нижегородской области определен перечень моногородов Нижегородской области, в который вошли Балахна, Ворсма, Выкса, Володарск, Заволжье, Павлово, Первомайск, Кстово, Княгинино, Кулебаки, Саров, Сергач, Шахунья. В них в приоритетном порядке создаются благоприятные условия для жизни населения и развития экономики.
В настоящее время в ряде моногородов области наблюдается высокий уровень износа общественной инфраструктуры:
- инженерной инфраструктуры от 60% до 90%: водоочистные сооружения, водопроводные, электрические и тепловые сети, что сдерживает модернизацию и диверсификацию экономики моногородов,
- социальной инфраструктуры до 90%: объекты здравоохранения, культуры, спорта, образования, социальной защиты, что не позволяет населению моногородов полноценно самореализовываться.
За 2007-2010 годы в рамках ОЦП "Развитие..." на развитие инфраструктуры было направлено 50,1 млрд.руб., в том числе:
- из средств областного бюджета - 38,2 млрд. руб.;
- из средств федерального бюджета - 8,7 млрд.руб.;
- из средств местных бюджетов - 2,2 млрд.руб.;
- из прочих источников - 911 млн.руб.
Это позволило реализовать широкомасштабную программу обновления и развития социальной сферы области, повышения транспортной доступности региона, обеспечения инженерными сетями площадок под жилищное строительство, развития газификации, модернизации объектов коммунального хозяйства, создания инновационной инфраструктуры.
Всего за четыре года было введено в эксплуатацию около 900 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, из них:
- 70 объектов образования (из них: 30 школ, 7 детских садов, и т.д.);
- 30 объектов здравоохранения (из них: 5 поликлиник, 3 роддома, 7 больниц и лечебных корпусов и т.д.);
- 28 объектов спорта (из них: 16 физкультурно-оздоровительных комплексов);
- 31 объект культуры (из них: 12 клубов и домов культуры).