ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2010 года № 538
Об утверждении областной целевой программы
"Модернизация моногорода Заволжье Нижегородской
области на 2010-2020 годы"
(с изменениями на 7 августа 2013 года)
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2013 года № 554
_______________________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 № 309;
постановлением Правительства Нижегородской области от 07.08.2013 № 522
------------------------------------------------------------------------
В соответствии с положениями Послания Президента Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, пунктом 2 протокола Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 28 июля 2010 года № 6 и в целях создания условий для обеспечения экономической и социальной стабильности в моногороде Заволжье Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Модернизация моногорода Заволжье Нижегородской области на 2010-2020 годы" (далее - Программа).
2. Органам исполнительной власти Нижегородской области:
2.1. Обеспечить реализацию Программы в пределах своей компетенции.
2.2. Привести в соответствие мероприятия на 2010-2013 годы, включенные (включаемые) в областные целевые, региональные и иные программы Нижегородской области, с мероприятиями Программы.
3. Рекомендовать администрации Городецкого муниципального района, администрации города Заволжье обеспечить реализацию мероприятий Программы.
4. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
5. Контроль за реализацией Программы возложить на исполняющего обязанности Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А. Иванова.
Губернатор В.П.Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 25 августа 2010 года № 538
(в редакции постановления
Правительства Нижегородской области
от 7 августа 2013 года № 522)
Областная целевая программа
"Модернизация моногорода Заволжье Нижегородской области на 2010-2020 годы"
(далее - Программа)
1. Паспорт Программы
1.1. Наименование Программы | областная целевая программа "Модернизация моногорода Заволжье Нижегородской области на 2010-2020 годы" |
1.2. Основание для разработки Программы | Послание Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года; протокол Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 28 июля 2010 года № 6 |
1.3. Государственный заказчик Программы | министерство экономики Нижегородской области |
1.4. Основные разработчики Программы | министерство экономики Нижегородской области; администрация Городецкого муниципального района Нижегородской области; администрация города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области |
1.5. Основная цель Программы | создание условий для обеспечения экономической и социальной стабильности города Заволжье за счет диверсификации производства, снижения монопрофильности, создания конкурентного производства и повышения финансовой устойчивости |
1.6. Основные задачи Программы | - содействие занятости населения; - диверсификация и модернизация экономики города (развитие промышленного производства, малого и среднего предпринимательства, строительства) - обеспечение всех категорий потребителей города надежной качественной инфраструктурой и создание комфортных условий проживания |
1.7. Сроки и этапы реализации Программы | 2010 - 2020 годы Программа реализуется в 3 этапа: I этап - 2010 год - стабилизация ситуации на рынке труда; II этап - 2011 - 2015 годы - модернизация и перепрофилирование производства, решение задач по развитию социальной и инженерной инфраструктуры; III этап - 2016 - 2020 годы - диверсификация экономики, создание комфортных условий для жизни населения |
1.8. Исполнители Программы | министерство экономики Нижегородской области; министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; министерство инвестиционной политики Нижегородской области; министерство строительства Нижегородской области; министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; министерство образования Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; управление государственной службы занятости населения Нижегородской области; администрация Городецкого муниципального района Нижегородской области (по согласованию); администрация города Заволжье Городецкого муниципального района Нижегородской области (по согласованию) |
1.9. Объемы | Финансирование мероприятий (проектов) Программы осуществляется в рамках соответствующих отраслевых программ. Самостоятельного (отдельного) финансирования Программы не предусмотрено. ВСЕГО, в том числе (далее - т.ч.):
Объемы финансирования по действующим программам и частным инвестициям: Источники финансирования мероприятий (проектов) Программы
3 187 445,19
46 438,70
211 999,29
68 952,20
2 860 055,00
333 177,19
46 438,70
211 999,29
68 952,20
2 860 055,00
33 413,00
118,00
33 295,00
0,00
0,00
511,00
2,00
29,00
0,00
480,00
11,50
0,50
11,00
0,00
0,00
42 443,00
11 182,00
25 144,00
6 117,00
0,00
47 180,00
2 336,00
44 377,00
467,00
0,00
27 606,69
5 065,20
20 844,29
1 697,20
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
52 495,00
13 972,00
0,00
38 523,00
0,00
23 306,00
2 509,00
0,00
20 797,00
0,00
99,00
0,00
0,00
99,00
0,00
87 452,00
6 101,00
76 299,00
679,00
4 373,00
18 660,00
5 153,00
12 000,00
573,00
934,00
2 854 268,00
0,00
0,00
0,00
2 854 268,00 Объемы и источники финансирования могут корректироваться в процессе формирования бюджетов по годам, при изменении порядка финансирования мероприятий Программы и наличия средств. |
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
1.11. Индикаторы результатов реализации Программы | Основные индикаторы к 2020 году: - снижение доли градообразующего предприятия до 2020 года в общегородском объеме промышленного производства до 29%; - снижение доли занятых на градообразующем предприятии в общей численности экономически активного населения до 24,1%; - увеличение числа субъектов малого предпринимательства по сравнению с 2009 годом в 1,47 раза, доли субъектов малого предпринимательства в общегородском объеме отгруженной продукции до 28,3%; - уровень регистрируемой безработицы - 0,45% |
2. Текст Программы
2.1. Содержание проблемы
Город Заволжье в 2010 году вошел в число 27 моногородов России с наиболее сложной (кризисной) ситуацией. Его экономика находится в существенной зависимости от градообразующего предприятия (ЗМЗ-холдинг, в состав которого входят ОАО "Заволжский моторный завод" (далее - ОАО "ЗМЗ") с дочерними предприятиями), обеспечивающего занятость населения, наполнение бюджета и содержание социальной инфраструктуры города.
Первой основной проблемой города Заволжье является высокая степень монопрофильности экономики.
Градообразующее предприятие формирует 52,6% общегородского объема отгруженной продукции (его доля в общегородской отгрузке промышленности составляет 59,6%), на нем работает порядка 39,2% от численности экономически активного населения города.
Предприятие ЗМЗ-холдинг оказалось в 2009 году в наибольшей степени подвержено влиянию финансово-экономического кризиса. Выручка по итогам 2009 года сократилась по сравнению с 2008 годом в 2,3 раза.
В 2009 году основными причинами снижения выручки от реализации продукции ОАО "ЗМЗ" стали:
- нестабильная ситуация, сложившаяся на финансовом рынке;
- удорожание кредитных ресурсов, их дефицит привел к сокращению спроса на продукцию ОАО "ЗМЗ";
- сложная ситуация, сложившаяся на рынке запасных частей;
- снижение кредитования малого бизнеса.
Основными партнерами Заволжского моторного завода являются ОАО "ГАЗ", ООО "Павловский автобусный завод" (далее - ООО "ПАЗ") и ОАО "Ульяновский автомобильный завод" (далее - ОАО "УАЗ"), однако основная доля выпускаемых двигателей поставляется на комплектацию автомобилей ОАО "УАЗ". Поставка двигателей на ОАО "ГАЗ" и ООО "ПАЗ" осуществлялась в рамках Соглашений по выполнению государственного заказа. В 2009 году объем произведенных двигателей ОАО "ЗМЗ" составил 52,2 тыс. шт. (в том числе 1 620 штук дизельных ЗМЗ-5143), что составляет 21% к уровню 2007 года.
Таким образом, в 2009 году на предприятии ЗМЗ-холдинг было отмечено снижение объемов производства (на 59,3%) и прибыли (на 59,4%), уменьшение заработной платы работников, сокращение количества рабочих мест.
По итогам 2009 года прибыль полученная предприятием ЗМЗ-холдинг составила 40% от уровня 2008 года.
За два года численность работающих на градообразующем предприятии сократилась на 3,5 тыс. человек. Однако, несмотря на значительное сокращение численности работающих, предприятие ЗМЗ-холдинга по-прежнему остается ключевым в обеспечении занятости населения города.
Вторая проблема - инфраструктурные ограничения экономического роста города.
Существуют ограничения для развития промышленного производства, в том числе недостаточный уровень энергомощностей, обеспечения производственных объектов водой, низкая пропускная способность систем водоотведения города.
На 1 января 2010 года износ систем и объектов инженерной инфраструктуры составляет от 50% до 83%, в том числе:
- объектов водоснабжения и водоотведения - 63,3%;
- оборудования очистных сооружений канализации и сетей - 52,2%;
- тепловых сетей - 82,9%.
Центральное водоснабжение города осуществляется путем смешивания и доочистки воды, поступившей из Горьковского водохранилища и Желтухинского водозабора, и на сегодняшний момент не обеспечивает потребностей населения города в качественной питьевой воде.
Высокий процент износа систем и объектов инженерной инфраструктуры препятствует развитию экономики города, затрудняет строительство новых промышленных объектов и эксплуатацию существующих.
Обеспеченность общеобразовательными учреждениями в городе Заволжье на 40% ниже среднеобластного значения.
Общая площадь жилого фонда города составила 874,2 тыс.кв. м (41,5% от площади жилого фонда района), в т.ч. 444 многоквартирных жилых дома и 1 490 индивидуальных жилых домов. Около 60% жилого фонда города имеет износ от 31 до 65%.
Улично-дорожная сеть города Заволжье составляет 52,8 км, из них 34,6% (или 18,3 км) - грунтовые дороги и 2,4% (или 1,3 км) - со щебеночным покрытием.
Дорожное покрытие поддерживается только за счет текущего ремонта, 85,4% улично-дорожной сети не отвечает нормативным требованиям. Строительство нового дорожного покрытия не производилось с 2007 года.
Здание вокзала в городе Заволжье морально устарело (построено в 1963 году), в то время как интенсивность пассажиропотока составляет около 800 человек в день.
Низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры снижает привлекательность жизни в городе и оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию.
По сравнению с 2007 годом численность постоянного населения города Заволжье сократилась на 1,2% или 510 человек. Это связано с естественной убылью населения на 396 человек, а также убылью населения за счет отъезда в другие населенные пункты - 114 человек.
Почти каждый четвертый житель города находится в пенсионном возрасте (по России - каждый седьмой житель), что свидетельствует о старении населения.
Происходящие кризисные изменения в экономике области повлияли на ситуацию на рынке труда.
По состоянию на 1 января 2010 года в органах службы занятости города Заволжье зарегистрировано 1656 безработных, уровень безработицы составил 7,16% (на 1 января 2008 года - 111 безработных и 0,47% соответственно), что является максимальным среди моногородов Нижегородской области.
Решение проблем роста численности занятого населения предполагает обязательное повышение и его качественного состава, основу которого составляет уровень образования, прежде всего профессионального.
Вместе с тем, в городе все еще велика доля лиц, не имеющих профессионального образования.
Ключевыми показателями, характеризующими уровень жизни населения, являются денежные доходы, соотношение которых с расходами, в свою очередь, определяет благосостояние граждан. В 2009 году среднемесячная заработная плата работников города Заволжье составила 12 523 руб., что ниже среднеобластного значения на 22%.
Проблемы, существующие в городе Заволжье, и еще более обострившиеся в период финансово-экономического кризиса, можно решить за счет модернизации и диверсификации экономики города путем консолидации усилий федеральных, региональных, муниципальных органов власти, а также собственников градообразующих предприятий.
Для консолидации усилий власти и бизнеса по модернизации моногорода Заволжье разработана данная областная целевая программа.
2.2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для обеспечения экономической и социальной стабильности города Заволжье за счет диверсификации производства, снижения монопрофильности, создания конкурентного производства и повышения финансовой устойчивости.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- содействие занятости населения;
- диверсификация и модернизация экономики города (развитие промышленного производства, малого и среднего предпринимательства, строительства);
- обеспечение всех категорий потребителей города надежной качественной инфраструктурой и создание комфортных условий проживания.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Действие Программы предусмотрено на 2010 - 2020 годы.
Программа реализуется в 3 этапа:
I этап - 2010 год - стабилизация ситуации на рынке труда, начало реализации мероприятий Программы;
II этап - 2011 - 2015 годы - проведение модернизации и перепрофилирования производства, решение задач по развитию инженерной инфраструктуры;
III этап - 2016 - 2020 годы - диверсификация экономики, создание комфортных условий для жизни населения.
2.4. Управление Программой и механизм ее реализации
Государственным заказчиком (координатором) Программы является министерство экономики Нижегородской области.
Министерство экономики Нижегородской области осуществляет:
- взаимодействие с государственными заказчиками объектов Программы;
- мониторинг реализации мероприятий Программы в рамках своей компетенции;
- запрос информации у исполнителей Программы о ходе выполнения Программы;
- подготовку и представление отчетов о ходе реализации Программы Правительству Нижегородской области на основании отчетных данных исполнителей Программы.
Исполнители программы, указанные в разделе 1.8 паспорта Программы, представляют отчет о выполнении мероприятий Программы в адрес министерства экономики Нижегородской области ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Министерство экономики Нижегородской области на основании данных органов исполнительной власти Нижегородской области готовит отчет Губернатору Нижегородской области о ходе реализации Программы.
Министерство экономики Нижегородской области при необходимости представляет отчет о реализации Программы в федеральные органы исполнительной власти.
Программой предусматривается возможность ежегодного уточнения целевых показателей, перечня программных мероприятий, механизма реализации Программы и состава исполнителей.
2.5. Система программных мероприятий
В рамках Программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных по времени мероприятий.
Перечень программных мероприятий указан в приложении к настоящей Программе и сгруппирован по следующим основным направлениям:
1. Мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда:
2. Диверсификация и модернизация экономики города.
2.1. Развитие промышленного производства.
2.2. Развитие агропромышленного комплекса.
2.3. Развитие малого и среднего предпринимательства.
3. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры.