Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2010 года № 84

Об утверждении методики проведения аудита эффективности
использования финансовых и материальных средств
Нижегородской области

___________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области от 27.01.2014 № 23
___________________________________________________________________



В целях совершенствования и систематизации деятельности органов государственного финансового контроля Нижегородской области при проведении аудита эффективности использования финансовых и материальных средств Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую методику проведения аудита эффективности использования финансовых и материальных средств Нижегородской области (далее - Методика).

2. Органам исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный финансовый контроль, проводить аудит эффективности использования финансовых и материальных средств Нижегородской области в соответствии с данной Методикой.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области при проведении аудита эффективности использования муниципальных финансовых и материальных средств руководствоваться данной Методикой.

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.



Губернатор                                                                                        В.П. Шанцев


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 19 февраля 2010 года № 84

     МЕТОДИКА
     ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

     ФИНАНСОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
     НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

     (далее - Методика)

     1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящая Методика подготовлена в целях совершенствования и систематизации деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющих государственный финансовый контроль, при проведении аудита эффективности использования финансовых и материальных средств Нижегородской области (далее - финансовые и материальные средства) и устанавливает единый порядок проведения аудита эффективности использования финансовых и материальных средств.

Методика рекомендуется для использования органами финансового контроля органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области при организации и проведении аудита эффективности использования муниципальных финансовых и материальных средств.

1.2. ЦЕЛЬ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В Методике сформулированы основные правила и процедуры, требования и практические рекомендации по организации и проведению аудита эффективности использования финансовых и материальных средств (далее - аудит эффективности).

Основные правила проведения аудита эффективности использования финансовых и материальных средств  и практические советы по организации и проведению аудита эффективности приводятся в приложениях 1, 7 к настоящей Методике.


1.3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Финансовые средства Нижегородской области включают средства бюджета Нижегородской области, средства от управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Нижегородской области, средства от оказания платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования и средства от иной приносящей доход деятельности, кредитные ресурсы и другие заемные средства, бюджетные инвестиции и другие финансовые ресурсы Нижегородской области в соответствии с законодательством.

Материальные средства Нижегородской области включают имущество Нижегородской области, находящееся в казне области либо переданное хозяйствующим субъектам в той или иной форме, а также иные материальные ресурсы, находящиеся в собственности Нижегородской области в соответствии с законодательством.

Экономичность использования средств областного бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, - достижение объектом аудита эффективности заданных результатов с использованием наименьшего объема средств областного бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности, или наилучшего результата с использованием заданного объема средств областного бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности.

Продуктивность использования финансовых и материальных средств - соотношение между выпуском продукции, оказанием услуг и другими результатами деятельности объекта аудита эффективности и использованными на их производство материальными и  финансовыми средствами.

Результативность использования финансовых и материальных средств - степень соответствия результатов деятельности объектов аудита эффективности запланированным результатам.

Риск - вероятность негативного влияния на объект аудита эффективности какого-либо фактора (действия или события), которые могут привести к финансовым убыткам, нанесению ущерба, неспособности реализовать возложенную функцию или программу и обеспечить при этом эффективное использование финансовых и материальных средств.

Система внутреннего контроля - процесс мониторинга, организованный и осуществляемый объектом аудита эффективности для того, чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей, поставленных перед объектом аудита эффективности, а также возложенных на него задач с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности операций и соответствия деятельности объекта аудита эффективности нормативным правовым актам.

     

2. СОДЕРЖАНИЕ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ


2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аудит эффективности использования финансовых и материальных средств представляет собой анализ и оценку деятельности  эффективности в целях определения экономичности и результативности использования ими финансовых и материальных средств для выполнения возложенных на них функций и реализации поставленных перед ними задач.

Аудит эффективности использования финансовых и материальных средств является одним из видов контрольных мероприятий, осуществляемых органами финансового контроля.

Аудит эффективности использования финансовых и материальных средств включает в себя:

1) анализ и оценку  объектом аудита эффективности средств областного бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, затраченных на достижение результатов его деятельности;

2) анализ и оценку  объектом аудита эффективности финансовых и прочих ресурсов в процессе производственной и иной деятельности, а также использования информационных систем и технологий;

3) анализ и оценку  объекта аудита эффективности по выполнению поставленных перед ним задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого средств областного бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности.

В зависимости от поставленных целей аудит эффективности может включать один или несколько взаимосвязанных элементов либо иметь более специализированную направленность в рамках одного элемента.

2.2. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТЫ И ВИДЫ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Предметом аудита эффективности использования финансовых и материальных средств является деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и других объектов аудита по использованию финансовых и материальных средств для выполнения возложенных на них задач, функций или реализации программ или соглашений (например, областных целевых программ, адресных программ, инвестиционных соглашений).

Объектами аудита эффективности являются:

1. Органы государственной власти Нижегородской области и государственные органы Нижегородской области, являющиеся главными распорядителями или распорядителями средств областного бюджета, главными администраторами доходов областного бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета и (или) использующие государственную собственность Нижегородской области;

2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области;

3. Органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, использующие финансовые и материальные средства Нижегородской области для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий;

4. Бюджетные учреждения Нижегородской области, использующие финансовые и материальные средства Нижегородской области;

5. Государственные унитарные предприятия Нижегородской области, использующие финансовые и материальные средства Нижегородской области;

6. Иные субъекты экономической деятельности, использующие финансовые и материальные средства Нижегородской области;

В зависимости от предмета и объектов аудита эффективности, поставленных целей и задач аудит эффективности подразделяется на:

1) аудит эффективности, связанный с исполнением государственных функций, в частности:

- аудит эффективности использования финансовых и материальных средств, направляемых на выполнение государственных функций, реализацию стратегии социально-экономического развития Нижегородской области (например, аудит эффективности расходов областного бюджета на образование, здравоохранение и т.п.);

- аудит эффективности использования финансовых и материальных средств органами исполнительной власти, бюджетными учреждениями и иными организациями при выполнении возложенных на них функций и решении поставленных социально-экономических задач;

- аудит эффективности использования финансовых и материальных средств в отдельных сферах или видах деятельности, осуществляемых несколькими министерствами, иными органами исполнительной власти области, бюджетными учреждениями и иными организациями;

- аудит эффективности использования органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области финансовых и материальных средств, переданных им для реализации отдельных государственных полномочий;

2) аудит эффективности областных программ и соглашений, в реализации которых принимают участие несколько органов исполнительной власти Нижегородской области, бюджетных учреждений и иных организаций (областные целевые программы, адресные программы, ведомственные целевые программы, инвестиционные соглашения, соглашения о государственной поддержке).


2.3. ЗАДАЧИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аудит эффективности использования финансовых и материальных средств должен способствовать:

- повышению эффективности работы органов государственной власти, а также подведомственных им организаций, в том числе внедрению в их деятельность современных методов работы;

- более эффективному использованию финансовых и материальных средств;

- решению наиболее значимых вопросов и проблем, которые соответствуют интересам общества;

- повышению ответственности, прозрачности и подотчетности в деятельности объектов аудита эффективности.


2.4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аудит эффективности использования финансовых и материальных средств проводится в три основных этапа:

- планирование аудита эффективности;

- осуществление аудита эффективности;

- подготовка отчета о результатах аудита эффективности.

Сроки проведения аудита эффективности и соотношение затрат времени между ее этапами должны зависеть от предмета, целей, масштаба, объема финансовых ресурсов и количества специалистов, занятых его проведением.

Каждый этап проведения аудита эффективности включает ряд последовательных действий, результаты которых оформляются в соответствующих документах.

Схема организации аудита эффективности показана на рисунке 1.


Порядок действий в процессе организации и проведения аудита эффективности приведен в приложении 2 к настоящей Методике.

2.5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РУКОВОДСТВОМ ОБЪЕКТА АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Для проведения аудита эффективности в соответствии с регламентом органа государственного финансового контроля, который утверждается в установленном законодательством порядке, формируется проверяющая группа.

Руководитель проверяющей группы должен:

1) информировать руководителей объектов аудита эффективности о темах и времени проведения аудита;

2) проводить собеседования с руководителями объектов аудита эффективности для обсуждения вопросов, возникающих в ходе проведения аудита эффективности и его результатов:

- при подготовке акта по результатам аудита эффективности следует выяснить мнение руководителя объекта аудита эффективности в отношении собранных в ходе аудита эффективности фактических данных или же получить от руководителя объекта аудита эффективности альтернативные источники данных;

- при подготовке проекта отчета о результатах аудита эффективности следует выяснить наличие у руководителя объекта аудита эффективности каких-либо возражений в отношении сделанных выводов и рекомендаций, а также получить информацию о мерах, которые объект аудита эффективности намеревается предпринять для устранения выявленных недостатков.

2.6. КОНСУЛЬТАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Проверяющая группа должна иметь возможность получать достаточные и необходимые консультации специалистов разного профиля, обладающих опытом работы в различных сферах, на всех этапах аудита эффективности.

В этих целях при необходимости на этапе планирования аудита эффективности может быть создана консультативная группа из сотрудников органов финансового контроля, иных органов исполнительной власти области и/или привлекаемых на договорной основе независимых экспертов, которые должны отбираться с учетом их квалификации, понимания данной проблемы и наличия соответствующих знаний и опыта.

Консультативная группа дает советы и рекомендации в отношении:

- формулирования целей и выбираемых для аудита эффективности вопросов, а также решения возникающих проблем;

- определения подходов и методов проведения, выбора критериев оценки эффективности, которые будут применяться в ходе аудита эффективности;

- обоснования формулируемых заключений и выводов по результатам аудита эффективности;

- правильности расстановки акцентов в отчете о результатах аудита эффективности, значимости затронутых в нем вопросов, объективности и обоснованности предлагаемых рекомендаций.

Отдельные члены консультативной группы, являющиеся независимыми экспертами в своей области, могут включаться в состав проверяющей группы в качестве специальных консультантов.

2.7. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ

При проведении аудита эффективности ведется соответствующая документация, в которой отражаются принимаемые решения и результаты проделанной работы на всех этапах аудита эффективности. Документы должны подтверждать, что аудит эффективности проводился в соответствии с установленными правилами, процедурами и требованиями.

В состав документов, оформляемых при проведении аудита эффективности, входят:

- программа проведения аудита эффективности;

- акт аудита эффективности;

- рабочие документы и материалы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»