Целью Программы является создание в Нижегородской области условий для эффективной защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
- улучшение просвещения и информирования потребителей в сфере потребительского рынка;
- профилактика и пресечение правонарушений в сфере защиты прав потребителей в сфере потребительского рынка;
- кадровое обеспечение в сфере защиты прав потребителей;
- совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения защиты прав потребителей.
2.2.1. Улучшение просвещения и информирования потребителей
в сфере потребительского рынка
Работа с потребителями будет направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законодательством правами, гарантиями и способами защиты.
В рамках решения данной задачи предусмотрен комплекс мероприятий по разработке и изданию для потребителей информационных справочных материалов (памяток) по вопросам защиты прав потребителей, оформлению информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), проведение конференций, совещаний, "круглых столов" по вопросам обеспечения защиты прав потребителей в различных сферах деятельности. Будут созданы консультативно-информационные пункты, общественные приемные, организована работа "горячих линий" по вопросам защиты прав потребителей.
Информация о свойствах и качестве продовольственных и непродовольственных товаров, выполнения работ, оказания услуг в различных сферах деятельности, а также результаты социологических опросов будут освещаться в средствах массовой информации.
Программой предусмотрено существенное увеличение просветительных мероприятий (открытых уроков, семинаров) среди учащихся учебных заведений об основах потребительских знаний.
Другой важной составляющей такой работы является систематическое информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах). В первую очередь это касается реформируемых секторов потребительского рынка - жилищно-коммунального хозяйства, медицины, сферы образования, туризма и других, поскольку ход реформирования во многом зависит от полной и объективной информированности граждан-потребителей и изменения сложившихся у них стереотипов. Кредитными организациями будет осуществлено полное раскрытие перед заемщиками информации об условиях потребительского кредитования.
Предусмотрено создание и распространение социальной рекламы по вопросам защиты прав потребителей таких как "Знай свои права", "Вы имеете право вернуть товар в течение 14 дней" и т.д.
Будет создан доступный банк данных судебных решений по потребительским спорам и правонарушениям, касающихся вопросов защиты прав потребителей.
2.2.2. Профилактика и пресечение правонарушений в сфере защиты
прав потребителей в сфере потребительского рынка
Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не только защита уже нарушенных прав, но и их профилактика и пресечение.
Для достижения положительного результата такая работа должна проводиться как с потребителями, так и с продавцами (изготовителями товаров, исполнителями работ, услуг), работающими на потребительском рынке.
Работа с предпринимателями (изготовителями товаров, исполнителями работ, услуг) будет направлена прежде всего на информирование предпринимателей о нормах федерального законодательства и законодательства Нижегородской области, а также санкциях за их нарушение, облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при работе на потребительском рынке.
Будет усилена работа по проведению независимой потребительской экспертизы товаров (работ, услуг) на базе аккредитованных лабораторий с опубликованием полученных результатов в средствах массовой информации, проведена работа по освоению новых видов исследования непродовольственных товаров таких как обувь, ткани, синтетические моющие средства, мебель, сотовые телефоны и др.
Усилена работа по предотвращению и пресечению ввоза на территорию Нижегородской области некачественных товаров, опасных для жизни и здоровья, по предотвращению производства и реализации на территории Нижегородской области некачественных и опасных для жизни и здоровья товаров (работ, услуг).
Будет создана база данных о нарушителях законодательства о защите прав потребителей, об опасных товарах (работах, услугах), о качественных товарах (работах, услугах).
Планируется создание экспертных пунктов в районах и городах Нижегородской области.
Предусмотрено развитие системы добровольной сертификации, в том числе пищевых продуктов, изготовленных без применения ненатуральных компонентов и генно-инженерно - модифицированных организмов, что способствует повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг) изготовителей продовольственных товаров, работающих на территории Нижегородской области.
В целях защиты потребителей от опасной и фальсифицированной продукции будет усилен государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов, а также государственный метрологический надзор.
2.2.3. Кадровое обеспечение в сфере защиты прав потребителей
Мероприятиями Программы предусмотрена организация обучающих семинаров для руководителей и специалистов хозяйствующих субъектов (изготовителей товаров, исполнителей работ, услуг), осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка.
В результате субъекты предпринимательской деятельности должны приобрести определенные навыки и стереотипы поведения в условиях рыночной экономики, что будет способствовать добровольному разрешению возникающих споров, а специалисты - профессиональные знания в области защиты прав потребителей, которые позволят более эффективно отстаивать законные интересы потребителей.