ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2010 года № 46
В целях создания в Нижегородской области условий для эффективной защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Защита прав потребителей в Нижегородской области на 2010-2012 годы" (далее - Программа).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор В.П.Шанцев
Областная целевая программа
"Защита прав потребителей в Нижегородской области
на 2010 - 2012 годы"
1.1. Наименование Программы | областная целевая программа "Защита прав потребителей в Нижегородской области на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) |
1.2. Основание для разработки Программы | распоряжение Губернатора Нижегородской области от 7 декабря 2009 года № 1842-р "О создании рабочей группы"; Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей". |
1.3. Государственные заказчики Программы | министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области (государственный заказчик-координатор); министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство образования Нижегородской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; министерство строительства Нижегородской области; департамент транспорта и связи Нижегородской области; аппарат Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке); государственная жилищная инспекция Нижегородской области; региональная служба по тарифам Нижегородской области. |
1.4. Основные разработчики Программы | министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области (государственный заказчик-координатор); министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство образования Нижегородской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; министерство строительства Нижегородской области; департамент транспорта и связи Нижегородской области; аппарат Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке); государственная жилищная инспекция Нижегородской области; региональная служба по тарифам Нижегородской области; управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (по согласованию); главное управление внутренних дел по Нижегородской области (по согласованию); главное управление Центрального банка Российской Федерации по Нижегородской области (по согласованию); федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" (по согласованию); федеральное государственное учреждение "Нижегородский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию); Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (по согласованию); территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области (по согласованию); комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области; Торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию); Нижегородская областная общественная организация "Защита потребителя" (по согласованию); Нижегородская ассоциация страховщиков (по согласованию). |
1.5. Основная цель Программы | создание в Нижегородской области условий для эффективной защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации |
1.6. Основные задачи Программы | улучшение просвещения и информирования потребителей в сфере потребительского рынка; профилактика и пресечение правонарушений в сфере защиты прав потребителей в сфере потребительского рынка; кадровое обеспечение в сфере защиты прав потребителей; совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения защиты прав потребителей. |
1.7. Сроки и этапы реализации Программы | сроки и этапы реализации Программы - 2010-2012 годы; Программа реализуется в один этап. |
1.8. Исполнители основных мероприятий Программы | министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство образования Нижегородской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; министерство строительства Нижегородской области; департамент транспорта и связи Нижегородской области; аппарат Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке); государственная жилищная инспекция Нижегородской области; региональная служба по тарифам Нижегородской области; управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (по согласованию); главное управление внутренних дел по Нижегородской области (по согласованию); главное управление Центрального банка Российской Федерации по Нижегородской области (по согласованию); федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" (по согласованию); федеральное государственное учреждение "Нижегородский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию); Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (по согласованию); комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области; территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области (по согласованию); Торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию); некоммерческое партнерство "Нижегородская банковская ассоциация" (по согласованию); Приволжский филиал Ассоциации региональных банков России (по согласованию); Нижегородская областная общественная организация "Защита потребителя" (по согласованию); Нижегородская ассоциация страховщиков (по согласованию). |
1.9. Объемы и источники финансирования Программы | финансирование Программы не предполагается, все мероприятия выполняются в рамках текущей деятельности участников Программы |
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области. Государственным заказчиком-координатором Программы является министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области осуществляет: взаимодействие с государственными заказчиками; мониторинг реализации мероприятий Программы в рамках своей компетенции; запрос отчетов о ходе реализации мероприятий Программы у исполнителей Программы; подготовку и представление отчетов о ходе реализации мероприятий Программы Правительству Нижегородской области и Министерству промышленности и торговли Российской Федерации в установленные сроки на основании отчетных данных исполнителей основных мероприятий Программы. Исполнители основных мероприятий Программы, указанные в разделе 1.8 паспорта Программы, ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за кварталом, представляют отчет о ходе реализации мероприятий Программы в адрес министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. |
1.11. Индикаторы достижения цели Программы
Наименование индикаторов целей Программы | Единицы измерения индикаторов целей Программы | На | 2010 | 2011 | 2012 | Без программного вмешательства |
Количество жалоб, поступивших от граждан по вопросу нарушения законодательства в различных сферах потребительского рынка | ед. | 2117 | 1800 | 1530 | 1300 | 2435 |
Количество выявленных нарушений в различных сферах потребительского рынка | ед. | 1300 | 1105 | 940 | 798 | 1495 |
Количество забракованных и снятых с реализации нестандартных по качеству и фальсифицированных продовольственных и непродовольственных товаров | млн. руб. | 12,3 | 10,5 | 8,9 | 7,6 | 12,3 |
Удельный вес нарушений прав потребителей, устраненных в досудебном порядке, от общего количества нарушений в различных сферах потребительского рынка | % | 77 | 78 | 79 | 80 | 77 |
Создание условий для обеспечения и защиты установленных федеральным законодательством прав потребителей является неотъемлемой частью социальной политики государства.
Для проведения эффективной работы по защите прав потребителей необходимо учитывать изменения на рынке товаров (работ, услуг). В настоящее время характерными особенностями потребительского рынка Нижегородской области являются:
- ежегодно увеличивающиеся реальные доходы на душу населения;
- насыщение рынка товаров (работ, услуг);
- увеличение доли отечественных производителей товаров (работ, услуг).
Изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных законодательством Российской Федерации.
Анализ ситуации в Нижегородской области показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей не только не снижается, а, наоборот, увеличивается. Как показывает практика работы управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, за 9 месяцев 2009 года было проведено 2192 проверки соблюдения требований законодательства со стороны хозяйствующих субъектов в сфере защиты прав потребителей, в результате которых выявлено 1300 различных видов нарушений законодательства.
Анализ нарушений в отдельных сферах потребительского рынка показывает рост количества выявленных нарушений: при оказании бытовых услуг - до 14 % (в 2008 году - 3,5 %), коммунальных - до 5 % (в 2008 году - 2,7 %), туристско-экскурсионных - до 2,5 % (в 2008 году - 0,8 %). На уровне прошлого года выявлено нарушений в следующих сферах потребительского рынка: при оказании транспортных услуг - 2,1 %, образовательных услуг - 0,8 %, услуг связи - 1 %. Вместе с тем, в сфере торговли снизилось количество нарушений с 71,1 % в 2008 году до 54 % по итогам 9 месяцев 2009 года.
Продолжает оставаться напряженным положение с качеством и безопасностью потребительских товаров и предоставляемых услуг. Так за 9 месяцев 2009 года было забраковано и снято с реализации нестандартных по качеству и фальсифицированных товаров на общую сумму 12,3 млн. рублей (в 2008 году - 13,9 млн. руб., в 2007 году - 15,9 млн. руб., в 2006 году - 10,1 млн. руб., в 2005 году - 9,8 млн. руб.), в том числе, продовольственных товаров - 8,6 тонн, 0,15 тыс. усл. банок, 6,7 дкл. и непродовольственных товаров - 65,7 тыс. шт. пар.
Постоянно увеличивается количество жалоб и обращений от потребителей по вопросам защиты их прав. Так, за 9 месяцев 2009 года поступило 2117 обращений граждан, касающихся защиты прав потребителей (рост к соответствующему периоду 2008 года - 15 %). Анализ жалоб показал, что наибольшее число жалоб поступило на нарушения правил торговли - 48,1 % (в 2008 году - 61,4 %), в том числе: торговля непродовольственными товарами - 42 %, продовольственными - 3,2 %, дистанционный способ продажи товаров - 2,9 %; на оказание различных видов услуг - 44,3 %, в том числе: бытовые услуги - 16 %, услуги общественного питания - 0,8 %, туристские услуги - 2 %, услуги связи - 7,2 %, услуги потребительского кредитования - 8 %, жилищно-коммунальные услуги - 7,5 %, страховые услуги - 0,7 %, транспортные услуги - 1 %, прочие виды деятельности - 7,6 %.
В связи с этим создается угроза многочисленных нарушений прав и законных интересов потребителей в различных сферах потребительского рынка, и в первую очередь в наиболее проблемных с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей: оказании населению жилищно-коммунальных, платных медицинских, туристско-экскурсионных услуг, услуг потребительского кредитования, перевозки пассажиров, связи, долевом участии в строительстве жилья с привлечением денежных средств от граждан, а также торговле, оказании населению бытовых услуг, услуг общественного питания и других.
Таким образом сложившаяся на территории Нижегородской области ситуация с защитой прав потребителей определяет необходимость совершенствования и повышения эффективности государственного надзора в этой сфере.
Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях его реформирования является одной из важнейших социально значимых функций государства.
Вопросы защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере стали особенно актуальными в связи с ростом цен на коммунальные услуги и резким увеличением их доли в структуре расходов населения. В связи с этим возникает необходимость усиления контроля за соблюдением требований действующего законодательства в части защиты экономических интересов потребителей от необоснованного повышения цен и тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
Действующее законодательство позволяет защищать права потребителей как в претензионном, так и в судебном порядке. Однако на практике реализация данных механизмов сдерживается низкой правовой грамотностью населения в вопросах защиты своих прав на получение качественных жилищно-коммунальных услуг.
Ежегодно государственной жилищной инспекцией Нижегородской области обследуется 45-50 млн. квадратных метров жилищного фонда, рассматривается 3500-4000 обращений граждан, публикуется 80-100 информационно-разъяснительных материалов в средствах массовой информации.
В 2009 году региональной службой по тарифам Нижегородской области в ходе рассмотрения 25 дел о проведении мероприятий по государственному контролю выявлены нарушения ценообразования в отношении предоставляемых гражданам коммунальных услуг, выданы предписания об устранении выявленных правонарушений. По итогам рассмотрения около 50 % дел составлены протоколы об административных правонарушениях.
Нарастающая коммерциализация медицинской деятельности, образование сильного частного сектора в здравоохранении требуют защищенности прав пациентов в обеспечении качества оказываемой медицинской помощи, а также создания прочных механизмов защиты прав потребителей медицинских услуг.
Так согласно информации Федерального фонда обязательного медицинского страхования в первом квартале 2009 года в территориальные фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации поступило более 19 тысяч обращений по поводу нарушений прав и законных интересов, их них почти 55 % признаны обоснованными. Только за первое полугодие 2009 года в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области и страховые медицинские организации поступила 491 жалоба пациентов на качество оказания медицинской помощи, из них 176 признаны обоснованными.
В настоящее время к вопросу о качестве и безопасности товаров и услуг возникает повышенный интерес как со стороны государства, так и со стороны рядовых потребителей. Создание общегосударственной системы управления качеством сегодня приобретает чрезвычайную актуальность. В связи с этим творческое усвоение теоретических знаний специалистами в области управления качеством продукции и проведения экспертизы качества является стратегической задачей, так как недооценка значения качества продукции и необходимости систематической и целенаправленной работы по его повышению приводит к потере позиций российской промышленности во многих ключевых отраслях. В решении этой задачи непосредственное участие должны принимать все предприятия и организации, специалисты промышленности, сельского хозяйства и торговли, работающие в сфере производства и реализации потребительских товаров.
Среди эффективных средств для выполнения поставленной задачи важное место занимает экспертиза качества товаров. Цель такой экспертизы - на основе тщательного анализа качества товаров определить их потребительскую ценность, т.е. социальную эффективность, полезность, удобство пользования и эстетическое совершенство. Будучи элементом системы управления качеством товаров экспертиза призвана стать барьером на пути к потребителю некачественных, морально устаревших, неконкурентоспособных товаров.
Экспертиза качества товаров широко используется в торговле, дизайне, отраслях промышленности и сельского хозяйства. При этом она охватывает весь "жизненный цикл" продукции: стадию технического задания, этапы создания, реализации и эксплуатации, оценку конкурентоспособности.
Многолетняя практика работы по проведению потребительских экспертиз выявила необходимость в совершенствовании механизмов защиты прав потребителей путем повышения уровня информированности населения Нижегородской области о правах потребителей, развития потребительской культуры и поддержки добросовестного бизнеса, выпускающего качественные товары и оказывающего качественные услуги.
По данным ежегодных социологических опросов Союза потребителей Российской Федерации свыше 80 % российских граждан хотя бы раз в год сталкиваются с нарушениями их потребительских прав, которые причиняют им ущерб здоровью (22 %), материальные убытки (62 %), моральный вред (53 %). При этом, несмотря на произошедшие за последние десять лет заметные позитивные сдвиги в правосознании и правовом поведении потребителей, более трети граждан не пытаются защитить свои нарушенные потребительские права. Для тех же кто берется за это важным фактором успеха становится получение квалифицированной информационной и консультационной правовой поддержки.
Проведение систематического и целенаправленного государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в указанной области, должно оставаться одним из приоритетных направлений в деятельности органов исполнительной власти.
Работа с потребителями должна быть направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты.
Работа с предпринимателями (изготовителями товаров, исполнителями работ, услуг) должна быть направлена в первую очередь на информирование предпринимателей о нормах действующего федерального и регионального законодательства, а также санкциях за их нарушение, облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при работе на потребительском рынке.
Защита нарушенных прав наряду с мерами по реализации и обеспечению прав потребителей остается одним из основных направлений государственной социальной политики. При этом особое значение имеет защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан, так как зачастую представляет угрозу здоровью и жизни потребителей (фальсификация лекарственных средств, незаконный оборот алкогольной продукции и т.д.).
Решение актуальных задач защиты прав потребителей должно осуществляться в рамках областной целевой программы, совместными действиями федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных организаций по защите прав потребителей.
Целью Программы является создание в Нижегородской области условий для эффективной защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
- улучшение просвещения и информирования потребителей в сфере потребительского рынка;
- профилактика и пресечение правонарушений в сфере защиты прав потребителей в сфере потребительского рынка;
- кадровое обеспечение в сфере защиты прав потребителей;
- совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения защиты прав потребителей.
2.2.1. Улучшение просвещения и информирования потребителей
в сфере потребительского рынка
Работа с потребителями будет направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законодательством правами, гарантиями и способами защиты.
В рамках решения данной задачи предусмотрен комплекс мероприятий по разработке и изданию для потребителей информационных справочных материалов (памяток) по вопросам защиты прав потребителей, оформлению информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), проведение конференций, совещаний, "круглых столов" по вопросам обеспечения защиты прав потребителей в различных сферах деятельности. Будут созданы консультативно-информационные пункты, общественные приемные, организована работа "горячих линий" по вопросам защиты прав потребителей.
Информация о свойствах и качестве продовольственных и непродовольственных товаров, выполнения работ, оказания услуг в различных сферах деятельности, а также результаты социологических опросов будут освещаться в средствах массовой информации.
Программой предусмотрено существенное увеличение просветительных мероприятий (открытых уроков, семинаров) среди учащихся учебных заведений об основах потребительских знаний.
Другой важной составляющей такой работы является систематическое информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах). В первую очередь это касается реформируемых секторов потребительского рынка - жилищно-коммунального хозяйства, медицины, сферы образования, туризма и других, поскольку ход реформирования во многом зависит от полной и объективной информированности граждан-потребителей и изменения сложившихся у них стереотипов. Кредитными организациями будет осуществлено полное раскрытие перед заемщиками информации об условиях потребительского кредитования.
Предусмотрено создание и распространение социальной рекламы по вопросам защиты прав потребителей таких как "Знай свои права", "Вы имеете право вернуть товар в течение 14 дней" и т.д.
Будет создан доступный банк данных судебных решений по потребительским спорам и правонарушениям, касающихся вопросов защиты прав потребителей.
2.2.2. Профилактика и пресечение правонарушений в сфере защиты
прав потребителей в сфере потребительского рынка
Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не только защита уже нарушенных прав, но и их профилактика и пресечение.
Для достижения положительного результата такая работа должна проводиться как с потребителями, так и с продавцами (изготовителями товаров, исполнителями работ, услуг), работающими на потребительском рынке.
Работа с предпринимателями (изготовителями товаров, исполнителями работ, услуг) будет направлена прежде всего на информирование предпринимателей о нормах федерального законодательства и законодательства Нижегородской области, а также санкциях за их нарушение, облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при работе на потребительском рынке.
Будет усилена работа по проведению независимой потребительской экспертизы товаров (работ, услуг) на базе аккредитованных лабораторий с опубликованием полученных результатов в средствах массовой информации, проведена работа по освоению новых видов исследования непродовольственных товаров таких как обувь, ткани, синтетические моющие средства, мебель, сотовые телефоны и др.
Усилена работа по предотвращению и пресечению ввоза на территорию Нижегородской области некачественных товаров, опасных для жизни и здоровья, по предотвращению производства и реализации на территории Нижегородской области некачественных и опасных для жизни и здоровья товаров (работ, услуг).
Будет создана база данных о нарушителях законодательства о защите прав потребителей, об опасных товарах (работах, услугах), о качественных товарах (работах, услугах).