Действующий

Об утверждении Концепции областной целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Нижегородской области" на 2012-2014 годы

     1. Анализ проблемы профилактики терроризма
     и экстремизма и причин ее возникновения


Антитеррористическая безопасность является элементом социальной безопасности в целом, частью государственной системы мер по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, семьи и общества от внутренних и внешних угроз, объектами которой являются все основные элементы социальной системы обеспечения качества и уровня жизни в Российской Федерации, регулируемые национальной социальной политикой.

Целью Концепции является определение основных направлений деятельности по обеспечению на уровне Нижегородской области системы скоординированных мер по профилактике терроризма и экстремизма, отвечающих складывающейся обстановке и перспективам её развития.

Под антитеррористической защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования.

Противодействие идеологии терроризма и экстремизма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

Основным принципом Концепции является системное решение задач по исполнению мероприятий, предусмотренных как специальными программами и планами по профилактике терроризма и экстремизма, так и иных областных и ведомственных целевых программ и планов органов исполнительной власти и местного самоуправления по вышеобозначенным направлениям деятельности.

Концепция разработана в соответствии с федеральными законами от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", указами Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 "О мерах по противодействию терроризму", от 13 сентября 2004 года № 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года.

В целом в Нижегородской области выполнен значительный объем мероприятий по реализации федерального законодательства по противодействию терроризму и экстремизму.

Комплекс мер осуществляется в соответствии с планом комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области на 2008-2009 годы, утвержденным распоряжением Правительства Нижегородской области от 25 июня 2008 года № 963-р.

Выполнены плановые мероприятия по повышению антитеррористической безопасности критически важных и потенциально опасных объектов.

Продолжается работа по совершенствованию антитеррористической защищенности нижегородских метрополитена, железнодорожной станции, аэропорта.

Разработаны и направлены руководителям государственных образовательных учреждений и руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, рекомендации по антитеррористической защищенности образовательных учреждений. Принимаются дополнительные меры по обеспечению антитеррористической защищенности спортивно-развлекательных объектов с массовым пребыванием граждан.

Для обеспечения мониторинга обстановки реализуются меры по созданию в Нижегородской области общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН). Обеспечивается деятельность звеньев нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НСЧС) областного уровня на автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Организовано обучение личного состава, регулярно отслеживается обеспеченность НСЧС техникой и готовность к выполнению задач. Продолжалась работа по обеспечению деятельности службы медицины катастроф (далее - СМК).

В плановом порядке осуществлялась работа по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма. Для обеспечения стабильной политической обстановки в Нижегородской области и недопущения негативных процессов и конфликтных ситуаций в межнациональной и межконфессиональной среде проводится работа по поддержанию постоянного и эффективного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области с общественными объединениями и религиозными организациями, а также проведению многоуровневого мониторинга общественно-политической и этноконфессиональной ситуации и прогнозированию угроз безопасности в этой сфере.

Осуществляется совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей задействование полномочий органов государственной власти, возможностей правоохранительных органов и специальных служб, общественных организаций, ученых, специалистов в области религиозных отношений, образования, культуры и искусства, средств массовой информации и других заинтересованных органов и организаций.

Состояние общественно-политических, межнациональных и межконфессиональных отношений в Нижегородской области в целом характеризуется стабильностью, духом мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеданий. В целом обстановка в Нижегородской области остается стабильной.

Вместе с тем современная ситуация в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации остается напряженной. В условиях, когда на Северном Кавказе, где террористы практически лишены возможности проводить активную деятельность силами крупных вооруженных формирований, она организована по принципу нанесения точечных ударов, в том числе по жизненно важным объектам и местам со значительным скоплением людей на любой другой территории России.

Актуальность проблемы противодействия терроризму и экстремизму во многом определяется и сложной социально-экономической ситуацией в стране.

Обострению положения дел способствовали события, связанные с экономическим кризисом, проявления которого в значительной степени затронули как Россию в целом, так и Нижегородскую область в частности.

Социально-политическая обстановка в стране уже сейчас нестабильна и имеет тенденцию к серьезному осложнению в ближайший период, в том числе отчасти из-за целенаправленных деструктивных действий радикально настроенных сил, активно использующих рост протестных настроений в обществе в своих интересах.

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности.

На ситуацию в Нижегородской области существенное влияние оказывают многонациональный и поликонфессиональный состав ее населения, значительный уровень миграции в Нижегородской области граждан из других государств.

Источником радикализма в обществе является и весьма невысокий уровень политической культуры, отсутствие глубоко укоренившихся в социальном сознании и психологии традиций гражданской жизни и демократии в условиях правового государства.

Активизировались неформальные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи проявления ксенофобии, растет число преступлений по этническим, религиозным мотивам. Ширится распространение идей фашизма. Деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все большие масштабы и дерзкий характер; нарастает угроза сращивания последних с криминальными организациями.

Деятельность политических экстремистов, многие из которых открыто заявляют об идейном родстве с национал-социализмом, используют фашистские или схожие с ними лозунги, атрибутику и символику, существенным образом влияет на положение дел в социально-политической и криминальной сфере.

Обстановка в целом ряде других регионов страны (в первую очередь центрального округа России) свидетельствует о нарастании преступности на почве ксенофобии еще со второй половины прошлого года. В текущем году эти тенденции интенсивно нарастали, в том числе в Нижегородской области.

22 апреля прошло шествие антифашистов по Б.Покровской.

В мае текущего года участники группировки, придерживающейся неофашистской идеологии, бросили две бутылки с горючей смесью в здание УВД по Ленинскому району. Также в мае в Нижнем Новгороде органами внутренних дел пресечена деятельность участников молодежной националистической группировки "Общество белых хайль фюрер". В Балахне Нижегородской области в ночь на 31 мая в результате поджога сгорело здание строящейся мечети.

Это свидетельствует не только об ухудшении обстановки, но и о недостаточности упреждающего реагирования на негативные процессы в сфере межнациональных отношений и на умножение внутренних проблем при возникновении новых социально-экономических обстоятельств.