Областная целевая программа
"Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования,
находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных
сооружений на них на 2009-2011 годы"
(далее - Программа)
1. Паспорт Программы
1.1. Наименование Программы | областная целевая программа "Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2009-2011 годы " | ||||
1.2. Основание для разработки Программы | Закон Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области"; | ||||
1.3. Государственный заказчик Программы | министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области | ||||
1.4. Основные разработчики Программы | министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области (далее - министерство ЖКХиТЭК НО); | ||||
1.5. Основная цель Программы | сохранение сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области (далее - автодороги, автомобильные дороги), и искусственных сооружений на них, обеспечение их транспортно-эксплуатационных показателей на уровне, необходимом для удовлетворения потребностей пользователей автодорог с учетом приоритетов социально-экономического развития Нижегородской области, на основе своевременного и качественного выполнения работ по ремонту и содержанию автодорог и искусственных сооружений на них. | ||||
1.6. Основные задачи Программы | 1. Обеспечение ежегодного ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. 2. Повышение безопасности дорожного движения. | ||||
1.7. Сроки и этапы реализации Программы | срок реализации Программы - 2009-2011 годы. | ||||
1.8. Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство ЖКХиТЭК НО; | ||||
1.9. Объемы и источники финансирования Программы | Источники финанси- рования | Годы | |||
2009 - 1 год реализации Программы | 2010 - 2 год реализации Программы | 2011 - 3 год реализации Программы | Всего за период реализации Программы | ||
Всего, тыс.руб., в том числе: | 2422444 | 1945470 | 3527541 | 7895455 | |
Областной бюджет, в том числе: | 2422444 | 1945470 | 3527541 | 7895455 | |
Прочие расходы | 2339734 | 1945470 | 3372183 | 7657387 | |
НИОКР | 1210 | 0 | 4750 | 5960 | |
Капвложения | 81500 | 0 | 150608 | 232108 | |
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области. оперативный контроль за исполнением Программы осуществляет министерство ЖКХиТЭК НО и ГУ "ГУАД НО" (по согласованию). формой контроля служит ежемесячный отчет о ходе реализации Программы, который представляется государственным заказчиком на основе данных исполнителей Программы. | ||||
1.11. Индикаторы достижения цели Программы | на конец реализации Программы планируется достигнуть значения индикаторов цели: - удельный вес автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения с твердым покрытием в общей сети автодорог, находящихся в собственности Нижегородской области, составит 99,35%; - уровень паспортизации автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, составит 100%; - протяженность автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, отвечающих нормативным требованиям составит 3163 км; - количество аварийных мостов сократится до 25 шт., водопропускных труб - до 316 шт.; - дорожно-транспортные происшествия по причине сопутствующих дорожных условий в общем количестве ДТП снизятся до 14,67%. |
2. Текст Программы
2.1. Содержание проблемы
Дорожное хозяйство Нижегородской области - одно из крупнейших в Российской Федерации. По протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Нижегородская область (далее - область, регион) входит в первую пятерку субъектов Российской Федерации.
Рисунок 1.
Структура сети автомобильных дорог Нижегородской области
(по состоянию на 1 января 2009 года)
Протяженность общей сети автомобильных дорог Нижегородской области (без учета автомобильных дорог местного значения) на 1 января 2009 года составила 17075 км, включая 458 км (2,689%) автомобильных дорог федерального значения, 13127 км (76,88%) автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, и 3490 км (20,44%, данные на 1 января 2008 года) - ведомственных и частных автомобильных дорог (рис. 1).
На автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, по состоянию на 1 января 2009 года расположено 876 мостов общей протяженностью 33 554 п.м., из них: 751 капитальный, 125 деревянных и 10 343 водопропускные трубы общей протяженностью 156 791 п.м.
Несмотря на накопленный потенциал, в дорожном хозяйстве области немало проблем. В качестве основных проблем дорожного хозяйства Нижегородской области необходимо отметить:
1. Снижение объемов ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, и расположенных на них искусственных сооружений.
2. Наличие искусственных сооружений, находящихся в аварийном состоянии.
3. Возникновение и рост в отдельные годы количества дорожно-транспортных происшествий в связи с плохими дорожными условиями.
Снижение объемов ремонта автодорог началось с 1998 года. К уровню 2002 года объемы ремонта уменьшились в 2,9 раза: с 755,5 км в 2002 году до 261 км в 2008 году (рис.2).
Рисунок 2.
Ремонт автодорог и сооружений на них в период с 2002 по 2008 годы
Снижение объемов ремонта автодорог привело к увеличению ежегодного объема недоремонта, который по сравнению с объемом, требуемым по нормативным межремонтным срокам, увеличился с 59% в 2002 году до 86% в 2008 году (рис.3). Накопленный на конец 2008 года объем недоремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, составил 73,3%. Средний износ автомобильных дорог по Нижегородской области составил 44%. С 2007 года произошли определенные положительные изменения в сложившейся за предыдущие годы тенденции снижения объемов ремонта, которые связаны с применением современных технологий ремонта автодорог способом устройства поверхностной обработки.
Рисунок 3.
Сравнение объемов ремонтов областных автодорог за 2002-2008 годы
До 2004 года не было ярко выраженной положительной либо отрицательной тенденции, характеризующей ремонт искусственных дорожных сооружений. Она носила больше скачкообразный характер. Это связано с тем, что в отдельные годы, а именно: в 1998 году и 2003 году были введены в эксплуатацию искусственные сооружения, ремонт которых продолжался несколько лет. Наиболее существенное снижение объемов ремонта мостовых переходов началось с 2004 года и продолжилось до 2007 года. В 2004 году объемы ремонта мостов по сравнению с уровнем 2003 года уменьшились на 581 п.м. (58%), в 2005 году - на 220,4 п.м. (52,5%) по сравнению с 2004 годом, а в 2006 году - на 106,6 п.м. (53,4%) по сравнению с 2005 годом. Рост почти в 20 раз объемов ремонта в 2007 году связан с вводом в эксплуатацию после ремонта крупного моста через реку Волгу на автодороге Н.Новгород-Шахунья-Киров (I пусковой комплекс) (рис. 2).
Снижение объемов ремонта искусственных сооружений повлияло на ухудшение их технического состояния. За период 2003-2006 годы удельный вес аварийных мостов увеличился с 4,04% до 5%. Доля аварийных водопропускных труб в 2006 году по сравнению с показателем 2004 года снизилась с 3,65% в 2004 году до 3% в 2006 году. В то же время доля водопропускных труб, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, за этот период возросла на 2%. Только за счет увеличения финансирования ремонтных работ в 2007 - 2008 годах удалось изменить ситуацию. На конец 2008 года количество аварийных мостов сократилось на 7,5% по сравнению с состоянием на начало года, а количество водопропускных труб с неудовлетворительным техническим состоянием - на 1% (рис.4).
Рисунок 4.
Структура искусственных сооружений (по количеству) по уровню
технического состояния на 1 января 2009 года