Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на 2010 год и на период до 2012 года

     
     1. Итоги социально-экономического развития Нижегородской области
     в 2008 году, в I полугодии 2009 года  и оценка 2009 года
     (приложение 1)


     1.1. Основные итоги социально-экономического развития в 2008 году


2008 год в целом стал успешным для Нижегородской области. Позитивные тенденции в экономике и социальной сфере, наблюдавшиеся с 2005 года, получили свое дальнейшее развитие: рост уровня жизни населения, активизация инвестиционных процессов, увеличение объемов жилищного строительства.

     График 1

     Основные социально-экономические показатели
     Нижегородской области в сравнении с РФ в 2008 году,
     в % к предыдущему году
    


В реальном секторе экономики (кроме промышленного производства) по сравнению с 2007 годом достигнут рост:

- в сельском хозяйстве на 4,8% (по РФ - на 10,8%);

- в строительстве в 1,6 раза (по РФ - на 12,8%), в том числе темпы роста ввода жилья увеличились на 26,3% (по РФ - на 4,6%);

- в розничной торговле на 17% (по РФ - на 13,5%);

- в сфере платных услуг на 9% (по РФ - на 4,8%).

В 2008 году продолжилась тенденция роста объема инвестиций в основной капитал - 120,5% (по РФ - 109,8%).

Сохранился существенный рост реальных денежных доходов населения - 108,2 % к уровню 2007 года (по РФ - 102,9%). Средняя заработная плата увеличилась в реальном выражении на 10,7% к уровню 2007 года (по РФ - на 11,5%).

Вместе с тем в 2008 году произошло снижение объемов промышленного производства на 8,2% (по РФ - рост на 2,1%), в том числе в обработке - на 8,7% (по РФ - рост на 3,2%).

Наибольший спад производства произошёл в отраслях, оказавшихся наиболее чувствительными к мировому финансовому кризису - в производстве транспортных средств и оборудования (индекс производства составил 85,2% к 2007 году) и металлургическом производстве и производстве готовых металлоизделий (77,6%).

Основные причины сокращения производственной деятельности - это недостаток оборотных средств на предприятиях, снижение спроса на продукцию и снижение доступности кредитных ресурсов для предприятий и физических лиц.

_________________
по РФ реальные располагаемые доходы

1.2. Оценка социально-экономической ситуации
до конца 2009 года (с учетом итогов января-июня 2009 года)

Начало 2009 года охарактеризовалось для Нижегородской области замедлением темпов экономического роста. Кризисные явления затронули все ключевые сферы экономики: промышленность, строительство, потребительский рынок.

     График 2

     Темпы роста основных показателей социально-экономического развития
     в 1 полугодии  2009 года и оценка до конца 2009 года, в % к предыдущему  году
    
1.2.1. Антикризисные меры Правительства
Нижегородской области,  реализуемые в 2009 году


В условиях нестабильной экономической ситуации особую роль приобретает государственное регулирование социально-экономических процессов и активная политика в сфере поддержки предприятий реального сектора.

Для оперативного решения возникающих проблемных вопросов развития региона (в частности адресной поддержки предприятий реального сектора экономики) действует координационный совет по регулированию негативных процессов в экономике Нижегородской области  под председательством Губернатора, созданный распоряжением Губернатора Нижегородской области  от 14 ноября 2008 года № 1686-р.

Планом Правительства области по стабилизации ситуации в экономике и финансовом секторе, принятом  на заседании Правительства Нижегородской области (протокол от  2 декабря 2008 года № 18) предусмотрены основные системные антикризисные меры:

- государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (компенсация части процентной ставки по кредитам, возмещение части затрат на страхование, создание гарантийного фонда и др.);

- активизация работы в сфере жилищного строительства и инфраструктурных объектов (реализация проектов обеспечения инфраструктурой и инженерными коммуникациями жилищного строительства, развитие социальной и корпоративной ипотеки и др.);

- усиление социальной защиты, сохранение и создание рабочих мест;

- сохранение и повышение промышленного и технологического потенциала, стимулирование внутреннего спроса (предоставление госгарантий области и объектов областного залогового фонда для обеспечения финансовых обязательств заемщиков перед кредиторами; субсидирование части процентной ставки по кредитам предприятиям и физическим лицам и др.).

Помимо системных мер поддержки реального сектора осуществляется адресная работа с конкретными предприятиями по урегулированию возникающих проблемных вопросов их развития и занятости персонала.