Действующий

Об утверждении Концепции регионального стратегического развития систем теплоснабжения Нижегородской области в 2009-2013 годах (с изменениями на 17 августа 2011 года)

2. Реконструкция (модернизация) действующих и строительство новых
генерирующих мощностей, реконструкция сетевого хозяйства


Реконструкция (модернизация) действующих генерирующих мощностей и сетевого хозяйства

Приоритетными направлениями мероприятий по реконструкции (модернизации) действующих генерирующих мощностей и сетевого хозяйства являются:

- перевод котельных на экономичные виды топлива, модернизация и капитальный ремонт котлов. Цель реализации мероприятия - сокращение издержек за счет применения местных, дешевых, экологически чистых видов топлива, повышение КПД генерирующих источников и системы в целом, исключение непроизводительных потерь ресурсов. В северных, негазифицированных районах области топливом для коммунальных котельных могут стать торф и отходы деревообработки, заменив привозной каменный и бурый уголь, а также мазут и другие продукты переработки нефти;

- замена котлов с низким КПД на более современные, с КПД 92-94% и более, что дает возможность сократить удельные расходы топлива на выработку 1 Гкал тепла. При замене котлов, отработавших свой ресурс, предлагается применять газоплотные котлы с эффективными горелочными устройствами и современной автоматикой безопасности.

При модернизации котельных и ЦТП предлагается предусматривать применение пластинчатых теплообменников, малошумных и энергосберегающих насосов. Все насосное оборудование, тяго-дутьевые механизмы целесообразно комплектовать системами частотного регулирования.

Одним из основных условий надежной и экономичной работы котельных агрегатов является соблюдение водно-химического режима работы оборудования и сетей. Имеющиеся традиционные установки химводоподготовки воды требуют больших капитальных и эксплуатационных затрат. Применение автоматизированных установок дозирования реагентов позволяет в значительной степени снизить эти затраты. Монтаж данной установки практически не требует затрат, а эксплуатация ее заключается лишь в проверке наличия комплексона в баке. Метод реагентной подготовки воды принципиально отличается тем, что с помощью реагентов накипеобразующие элементы не удаляются из воды, а устраняются их накипеобразующие свойства. При этом одновременно снижается коррозионная активность воды, ингибируется поверхность металла и постепенно удаляются ранее имевшиеся отложения. Установки СДР-5, Комплексон-6 состоят из узла измерения расхода, узла ввода реагентов, блока управления и насоса-дозатора. Установка работает в автоматическом режиме.

Годовой экономический эффект от внедрения одной установки СДР-5, Комплексон - 6 с учетом экономии газа, уменьшения скорости коррозии металла и увеличения срока службы оборудования составляет от 1 до 2 млн. рублей, а стоимость одной установки с годовым запасом реагента - от 100 до 300 тыс. рублей.

Модернизация котельных на базе применения такого оборудования позволит увеличить отпуск тепловой энергии потребителям и сократить ее дефицит. Кроме того, применение новых типов автоматики и газовых горелок, автоматизированных установок химводоподготовки, использование насосов с частотно-регулируемым электроприводом, внедрение инновационных энергосберегающих технологий дает возможность выполнить полную автоматизацию и диспетчеризацию котельных, что позволит снизить эксплуатационные расходы, и, соответственно, снизить тариф на отпускаемую тепловую энергию.

Предложения по теплоснабжению объектов жилищного фонда, присоединенных к ведомственным и промышленным котельным

Ряд ведомственных котельных обеспечивает тепловой энергией часть объектов жилищного фонда и соцкультбыта муниципальных образований. Доля отпуска тепловой энергии данными ведомственными котельными составляет 9,6% в общем балансе теплоснабжения.

Однако теплоснабжение от указанных ведомственных котельных создаёт ряд проблем для населения муниципальных образований. Некоторые котельные неоднократно перепродавались вместе с предприятиями, при этом ремонту и реконструкции котельных не уделялось должного внимания, в результате котельные находятся в неудовлетворительном техническом состоянии; их подготовка к работе в отопительный период и пуск в работу ежегодно представляет проблему. Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ведомственными котельными, как правило, выше существующих тарифов муниципальных котельных.

В связи с вышеизложенным, для первоочередного решения вопросов надежного теплоснабжения объектов жилищного фонда и соцкультбыта, присоединенных к ведомственным котельным, где наиболее остро стоят перечисленные проблемы, необходимо переключить данные объекты на муниципальные котельные, а где это невозможно - смонтировать модульные котельные или построить новые котельные.

Теплопотребляющие установки

Помимо развития и реконструкции источников теплоснабжения, систем транспорта тепловой энергии (тепловых сетей), необходимо нормализовать тепловые режимы работы систем отопления потребителей. Практический опыт показывает, что по ряду причин данные системы работают неэффективно, не обеспечивают необходимый съем тепла.

Рекомендуемый срок службы элементов систем центрального отопления жилых зданий составляет от 15 до 30 лет, фактический же срок значительно превышает нормативный из-за отсутствия необходимых средств на проведение комплексных капитальных ремонтов жилищного фонда.

Отсутствие специально рассчитанных ограничителей расхода теплоносителя у потребителей делает гидравлический режим системы нерасчётным. При этом через установки потребителей, расположенных близко от источника, циркулируют завышенные расходы теплоносителя с повышенной температурой, а потребители, расположенные в конце сети, получают расходы теплоносителя с пониженной температурой и, как правило, меньше требуемых параметров.

В таких условиях работа системы не может быть удовлетворительной, даже если она полностью обеспечена топливом.

Первоочередной задачей является приведение в надлежащее состояние зданий, находящихся в муниципальной собственности, их отопительных установок и наладка гидравлического режима системы в целом, без чего мероприятия по повышению экономичности систем теплоснабжения не дадут ожидаемого эффекта.