Амбулаторно-поликлиническая помощь - внебольничная медицинская помощь, оказываемая лицам, приходящим на прием к врачу, и на дому. Является наиболее массовой.
От доступности и качества амбулаторно-поликлинической помощи в значительной степени зависят эффективность деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала общества, решение большинства медико-социальных проблем.
Развитию амбулаторно-поликлинического звена первичной медико-санитарной помощи отводят интегрирующую роль в реструктуризации всей системы здравоохранения.
Бесплатную амбулаторную помощь оказывают 468 лечебных учреждений. Из них 458 учреждений относятся к муниципальной и государственной системе здравоохранения, 10 учреждений - являются федеральными, ведомственными и другой формы собственности (таблица 1).
Таблица 1
Лечебные учреждения, ведущие амбулаторный прием
№ | Вид учреждения | Количество учреждений |
1. | Лечебные учреждения всего: | 468 |
1.1. | Муниципальные и государственные, | 458 |
Поликлиники, всего | 194 | |
Женские консультации, всего | 13 | |
Стоматологические поликлиники | 16 | |
Диспансеры | 29 | |
Участковые больницы | 61 | |
Врачебные амбулатории | 92 | |
Общие врачебные практики | 53 | |
1.2. | Федеральные, ведомственные и др. | 10 |
В амбулаторной службе работает свыше 5000 врачей, в том числе 1136 врачей-терапевтов и 615 врачей-педиатров, 70 врачей общей практики. Осуществляют прием 3190 врачей-специалистов по 55 профилям.
В амбулаторно-поликлиническом звене организована работа 53 общих врачебных практик, имеет место положительная тенденция по развитию данного направления.
Отдельной формой организации амбулаторной медицинской помощи сельскому населению являются фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, число которых на конец 2008 года составило 935.
К особенностям Нижегородской области относятся стабильно более высокий, чем в Российской Федерации, процент населения старше трудоспособного возраста, и более низкий процент детского населения (таблица 2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика населения Нижегородской области
и Российской Федерации
№ | Показатель | Период | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
1. | Население старше трудоспособного возраста (%) | |||||
Нижегородская область | 23,7 | 23,7 | 23,6 | 23,8 | 24,0 | |
Российская Федерация | 20,3 | 20,3 | 20,4 | 20,6 | 21,0 | |
2. | Детское население (%) | |||||
Нижегородская область | 18,9 | 18,3 | 17,7 | 17,1 | 16,7 | |
Российская Федерация | 20,9 | 20,3 | 19,6 | 19,0 | 18,7 |
Это вносит поправку в федеральные нормативы объемов оказания медицинской помощи программы государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи (далее - ПГГ, программа государственных гарантий) (таблица 3).
Таблица 3
Территориальные нормативы объемов стационарной
и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи
№ | Виды помощи | Федеральный норматив | Территориальный норматив |
1. | Стационарная помощь (койко-дни на 1 жителя в год), всего | 2,813 | 2,889 |
взрослые | 2,444 | 2,607 | |
дети | 0,372 | 0,282 | |
2. | Амбулаторно-поликлиническая помощь (посещения на 1 жителя в год) | 9,198 | 9,249 |
взрослые | 7,340 | 7,839 | |
дети | 1,858 | 1,410 |
В год в рамках программы государственных гарантий выполняется около 23 млн. посещений. Из них, в среднем, 65% выполняется по поводу заболеваний, 9,4% - посещения на дому, около 25% приходится на посещения с профилактической целью.
По структуре населения большая часть - 64% - приходится на неработающее население, соответственно 36% - на работающее. Из всего работающего населения в наши поликлиники обращается в среднем 74%. Другая ситуация отмечается у неработающего населения: практически все неработающее население, а именно 91%, обслуживаются в государственных и муниципальных лечебных учреждениях.
Основная часть амбулаторных посещений (55%) приходится на городские больницы и поликлиники, 30% - на ЦРБ, около 11% - на ГУЗы и меньшая часть (4,6%) - на ЛПУ сельской местности. При этом самая маленькая доля посещений (менее 1%) приходится на врачей общей практики.
За последние годы амбулаторно-поликлиническое звено в Нижегородской области претерпело положительные изменения, которым способствовала реализация следующих направлений:
1) национального проекта "Здоровье";