Функциями Управления являются:
3.1. Организация постоянного обмена информацией, координация деятельности и обеспечение взаимодействия с органами исполнительной власти Нижегородской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями по вопросам, отнесенным к ведению Управления.
3.2. Сбор, обобщение и систематический анализ информации по вопросам, отнесенным к ведению Управления.
3.3. Подготовка информационно-аналитических материалов для докладов Губернатору по первоочередным, внезапно возникающим, сезонным, другим особо важным ситуациям и сбоям в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, влияющих на обеспечение нормальных условий жизнеобеспечения населения области.
3.4. Анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций по ликвидации последствий аварийных и чрезвычайных ситуаций, происшествий и других нарушений.
3.5. Мониторинг и анализ причин возникновения аварийных и чрезвычайных происшествий и других нарушений в сфере нормальной жизнедеятельности области, неэффективной работы органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций при их ликвидации и выработка мер по их недопущению в дальнейшем.
3.6. Взаимодействие с ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области" (центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области), центральной дежурно-диспетчерской службой государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области" в рамках Единой системы оперативно-диспетчерского управления Нижегородской области при координации действий органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций во время ликвидации крупных и наиболее значимых аварийных и чрезвычайных ситуаций.
3.7. Контроль организации оперативного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб (дежурных служб) в рамках Единой системы оперативно-диспетчерского управления при координации действий органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций во время ликвидации крупных и наиболее значимых аварийных и чрезвычайных ситуаций.
3.8. Проведение во взаимодействии с ГУ МЧС России по Нижегородской области оперативных рабочих совещаний и консультаций с едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований, дежурными службами органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций во время ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций в целях предупреждения, защиты населения и территорий от чрезвычайных (аварийных) ситуаций, нарушений в работе жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения области.
3.9. Проведение оперативных рабочих совещаний и консультаций в рамках координационного совета (рабочих групп) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Нижегородской области в целях предупреждения, защиты населения и территорий от чрезвычайных (аварийных) ситуаций, нарушений режима работы жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения.
3.10. Постоянное информирование Губернатора о ходе выполнения отдельных распорядительных документов и поручений Губернатора и Правительства Нижегородской области, а также по вопросам, имеющим наиболее важное значение в текущий период.
3.11. Обеспечение оперативной информацией заместителей Губернатора, заместителей Председателя Правительства Нижегородской области и руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области для принятия необходимых мер в случае возникновения на территории области чрезвычайных (аварийных) ситуаций и других нарушений в сфере нормальной жизнедеятельности населения.
3.12. Осуществление контроля организации и функционирования подвижного пункта управления и связи Губернатора и Правительства Нижегородской области при ликвидации крупных аварий, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных (аварийных) ситуаций.
3.13. Координация деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам санитарного содержания территорий и другим вопросам, отнесенным к ведению Управления, или по поручениям Губернатора.
3.14. Участие в проведении (совместно с органами государственного надзора и контроля) комплексных проверок муниципальных образований, объектов экономики, учреждений и организаций по вопросам, отнесенным к ведению Управления, и по поручениям Губернатора.
3.15. Участие в работе оперативных штабов (групп) по координации действий органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций при чрезвычайных (аварийных) ситуациях, а также во время сильных снегопадов, гололеда, экстремальных погодных явлений, паводка и в пожароопасный период.
3.16. Создание, организация деятельности рабочих групп для выполнения поручений Губернатора, привлечение в установленном порядке для работы в них представителей органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций.
3.17. Круглосуточный контроль организации оперативно-диспетчерского управления на территории области, эффективности деятельности и организация взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, связанных с обеспечением нормальных условий жизнедеятельности населения в повседневной деятельности, а также во время обильных снегопадов, гололеда, экстремальных погодных явлений, паводка и в пожароопасный период.
3.18. Контроль исполнения протокольных решений Губернатора и Правительства Нижегородской области, органов исполнительной власти Нижегородской области по вопросам, отнесенным к ведению Управления.
3.19. Подготовка установленным порядком проектов нормативных правовых актов, распорядительных документов и поручений Губернатора, рассмотрение и подготовка отзывов на проекты правовых актов, разработанные органами исполнительной власти Нижегородской области, по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
3.20. Оказание содействия органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Нижегородской области по вопросам, отнесенным к ведению Управления.
3.21. Направление на подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих Управления.
3.22. Рассмотрение в установленном порядке обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, выполнение поручений Губернатора по вопросам, входящим в компетенцию Управления в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
(Пункт 3.22 в ред. постановления Правительства области от 08.12.2014 № 856 - см.предыдущую редакцию)
3.22. Мониторинг обстановки, сложившейся в результате возможного террористического акта, совершенного на территории Нижегородской области, а также контроль прибытия на место дежурных сил и информирование Губернатора о проведении аварийно-спасательных работ, восстановления нормального функционирования и экологической безопасности поврежденных или разрушенных объектов и других последствиях террористического акта.
(Пункт 3.22_1 введен постановлением Правительства области от 10.10.2016 № 690)
3.23. Осуществление иных функций для решения актуальных проблем жизнедеятельности Нижегородской области и возложенных на Управление задач в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.