Выполнение мероприятий, направленных на решение цели и задач Программы, позволит получить следующий эффект:
- обеспечение реализации областной социальной политики в сфере укрепления института замещающей семьи, способствующей улучшению качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышению уровня их социализации и социальной адаптации, укреплению социальной стабильности нижегородского региона;
- формирование целостной межведомственной системы семейной реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и государственной поддержки замещающих семей, обеспечивающей реализацию их прав и законных интересов, гарантированных федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области;
- повышение результативности работы по семейной реинтеграции детей-сирот за счет внедрения единой системы межведомственных и ведомственных критериев оценки деятельности различных структур в рамках реализации целей и задач Программы, формирования единого информационного и документационного поля, организации профессиональных конкурсов среди учреждений, уполномоченных заниматься вопросами преодоления сиротства;
- создание эффективной системы информирования населения о проблемах детей-сирот и развитие семейных форм их устройства, направленных на укрепление позитивного общественного мнения в отношении замещающих семей и детей-сирот, обеспечение эффективного рекрутинга потенциальных родителей и волонтеров, в том числе среди временно безработных граждан;
- повышение эффективности развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем совершенствования системы материального и нематериального стимулирования потенциальных родителей и замещающих семей, создания межведомственной системы служб сопровождения замещающих семей и мониторинга их деятельности, внедрения единой межведомственной технологии сопровождения;
- создание условий для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья жить и воспитываться в семье;
- укрепление ресурсности замещающих семей посредством формирования эффективного социально-реабилитационного пространства, повышения доступности консультативной и практической помощи социального, правового, психологического и медицинского характера для замещающих семей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- повышение уровня психолого-педагогической и правовой культуры замещающих родителей, обеспечивающей развитие их ответственности, компетенций и качества воспитания детей, за счет внедрения единого профессионального стандартного подхода к подготовке, диагностике и обучению замещающих родителей;
- снижение социально-обусловленных рисков повторного отказа от ребенка, воспитывающегося в замещающей семье, за счет внедрения технологий формирования индивидуальных программ по развитию ребенка в замещающей семье, по раннему выявлению, диагностике и вмешательству в кризисные ситуации замещающей семьи, внедрения системы контроля за адаптацией и развитием детей в замещающей семье, а также за их содержанием, воспитанием и образованием;
- обеспечение экологичного перехода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью, а также оптимальных условий развития и воспитания детей, ориентации выпускников замещающих семей на социально-адекватную и семейно-ориентированную жизненную позицию в постпатронатный период, преодоление иждивенческой позиции, развитие гражданской ответственности;
- создание условий для повышения социального статуса замещающих семей, стимулирования их социальной активности, общественного признания наиболее успешных семей, объединения замещающих семей, обмена опытом, повышения воспитательного потенциала замещающих родителей;
- создание условий для роста общественной активности населения, поддержки гражданских инициатив и волонтерского движения в сфере развития семейных форм устройства детей-сирот, обеспечения межсекторного сотрудничества; проведение региональных конкурсов социально значимых проектов среди НКО по работе с замещающими семьями;
- повышение качества услуг замещающим семьям за счет обеспечения научного подхода к организации деятельности по реинтеграции детей-сирот в семьи, формирования единых стандартных технологий и методов организации сопровождения замещающих семей, внедрения единой межведомственной программы обучения специалистов системы семейного устройства;
- организация профессионального межведомственного сообщества специалистов сферы развития семейной реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение профессиональной компетентности и качества работы с замещающими семьями специалистов, задействованных в структурах, уполномоченных заниматься вопросами семейного устройства детей и сопровождения замещающих семей;
- постепенное сокращение финансовых расходов и организационных издержек на развитие системы семейной реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет:
- оптимизации системы материального стимулирования и развития нематериальных форм стимулирования замещающих родителей;
- оптимизации сети учреждений различной ведомственной принадлежности, занимающихся вопросами защиты прав и обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и изменения их функционала;
- уменьшения затрат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа за счет сокращения числа детей, находящихся на полном государственном попечении в этих учреждениях;
- привлечения новых агентов, в том числе и из негосударственного сектора, на рынок социальных услуг для замещающих семей и использования их ресурсов;
- внедрения единых научно-обоснованных технологий обучения и работы специалистов системы семейной реинтеграции детей-сирот.
В ходе выполнения Программы будут достигнуты следующие конечные результаты:
1). увеличение доли детей, переданных на воспитание в семьи, с 59% до 75% от общего числа детей, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2). сокращение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях учреждений различных типов и ведомственной принадлежности, с 22% до 10% от общего числа детей, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3). создание не менее 58 специализированных служб сопровождения семьи и ребенка в каждом муниципальном образовании и городском округе Нижегородской области;
4). создание и развитие областного ресурсного методического центра в составе ГУ "Областной центр социальной помощи семье и детям "Журавушка", обеспечивающего информационную, консультативную, методическую поддержку мероприятий Программы и служб сопровождения семьи и ребенка;
5). увеличение доли специалистов, прошедших обучение в рамках Программы, из общего числа специалистов, задействованных в структурах, уполномоченных заниматься вопросами семейного устройства детей и сопровождения замещающих семей, с 5 до 70%.
6). увеличение доли замещающих семей, находящихся на социальном патронате и получающих социально-реабилитационные услуги в службах сопровождения семьи и ребенка, учреждениях социального обслуживания семьи и детей, с 10 до 85%;