Развитие страны и отдельных регионов, переход экономики от сырьевой модели к инновационной невозможны без становления конкурентоспособной отечественной промышленности, инфраструктурных отраслей, социальной сферы.
Принятие Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 и определение приоритетов развития области диктуют необходимость изменений в кадровой политике во всех сферах деятельности.
Изменения в технологии, в системе трудовых отношений обуславливают постоянный рост профессионально-квалификационных и других требований со стороны работодателей.
Для решения этих задач требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке кадрового потенциала для различных секторов экономики.
Именно поэтому создание системы профессионального образования, ориентированного и быстро реагирующего на запросы динамичного рынка труда, конкретные запросы работодателей, является одной из приоритетных задач как для государства, так и для бизнеса.
Таким образом, профессиональное образование становится инструментом решения экономических проблем в регионах.
В складывающихся условиях все больше актуализируется вопрос формирования новой системы отношений между учреждениями профессионального образования, организациями, союзами работодателей, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, то есть системы социального партнерства в профессиональном образовании.
Нижегородская область является индустриально-аграрным регионом, крупнейшим транспортным, торговым и культурным центром России.
Нижегородская область сегодня - это:
- территория - 74,8 тыс. кв. км. (0,4% территории России);
- население - 3462,3 тыс. чел. (2,4% населения России);
- валовый региональный продукт - 264,6 млрд. руб. по данным за 2004 год (1,6% валового внутреннего продукта России).
В последние годы в Нижегородской области наблюдается устойчивый рост валового регионального продукта.
Традиционно в структуре валового регионального продукта Нижегородской области преобладает промышленность на нее же приходится и наибольшая доля занятых в экономике. А значит, прежде всего организации этого вида деятельности будут в конечном итоге определять основную потребность в рабочей силе.
В структуре занятых в промышленности области преобладает машиностроительный комплекс. В нем же наиболее остро происходят процессы, связанные с перераспределением рабочей силы. На ближайшую перспективу именно этот вид деятельности (наряду с радиоэлектронной промышленностью, приборостроением, химико-фармацевтической и пищевой промышленностью, а также научно-образовательным комплексом и сектором информационных технологий) выделен в качестве приоритетного в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года.
Несмотря на преобладание промышленного производства, в Нижегородской области более половины районов имеют сельскохозяйственную направленность. Кроме того, в сельской местности проживает более 700 тысяч человек, а значит регулирование процессов занятости в этой сфере экономики является достаточно актуальным.
В Нижегородской области из года в год увеличивается количество организаций, осуществляющих производство наукоемкой, высокотехнологичной продукции, прежде всего, в сфере телекоммуникаций и разработки программного обеспечения, которые также будут нуждаться в высококвалифицированных рабочих кадрах.
Одновременно на рынке труда Нижегородской области проявилась тенденция ухудшения его основных показателей. Уровень регистрируемой безработицы вырос с 0,48 до 0,96%. Коэффициент напряженности на рынке труда увеличился с 0,32 до 1,5. В 2,5 раза сократилось количество вакансий, заявляемых работодателями в службу занятости. На сокращенную рабочую неделю переведены около 80 предприятий, расположенных на территории 22 муниципальных районов и 2 городских округов, планируется высвобождение около 2 тыс. работников. В связи с этим большая роль отводится образовательными учреждениями в организации и проведении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для незанятых и безработных граждан, работников, находящихся под риском увольнения.
С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и психологической, социальной и личностной готовности кадров: умению работать в команде, ответственности за общее дело, высокой требовательности к себе и качеству своей работы, умению планировать рабочее время и т.д., то есть возникает необходимость как можно более раннего включения учащихся в реальные производственные процессы. Однако этому мешает разобщенность интересов руководителей организаций и образовательных учреждений, отсутствие должного контакта между организациями и образовательными учреждениями, а также нормативно-правовой базы для формирования социального партнерства.
В настоящее время отсутствует механизм формирования обоснованного прогноза потребности экономики в рабочих кадрах и создания на его основе областного заказа подготовки рабочих кадров учреждениям профессионального образования.
Назрела острая необходимость осуществления постоянного мониторинга всех процессов, происходящих в данной сфере.
Решению указанных проблем должно послужить выполнение мероприятий настоящей Программы.
Для Нижегородской области, как и для всей Российской Федерации, в настоящее время характерна слабая сбалансированность востребованного рынка труда и воспроизводимого системой профессионального образования контингента экономически активного населения.
Существует определенный дисбаланс между спросом организаций области на высококвалифицированных рабочих и специалистов с необходимой компетентностью в конкретной области деятельности и предложениями учебных заведений.
Управление кадровым потенциалом Нижегородской области требует постоянного мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе данных о соответствии спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе профессий и специальностей, отраслей, муниципальных образований области, а также информации о причинах дисбаланса рынка труда.
В настоящее время отчетные, статистические и аналитические данные органов государственной статистики недостаточны для информационного обеспечения и формирования показателей дифференцированного учета работающих в разрезе профессий и специальностей.
По одним и тем же профессиям и специальностям одновременно имеется неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы, так как, с одной стороны, работодателям нужны рабочие высокой квалификации, а с другой, уровень предлагаемой работникам оплаты труда не удовлетворяет их потребности.
Одновременно с этим в общественном мнении сформировался перечень отдельных престижных профессий и специальностей, которые в силу перепроизводства оказываются невостребованными на рынке труда, о чем не информированы абитуриенты и их родители.
Это происходит из-за недостаточных информационных взаимосвязей рынка труда и рынка образовательных услуг.