При реализации Программы следует учитывать ряд возможных рисков, связанных с отсутствием финансирования мероприятий Программы, существенным изменением федерального законодательства, проведением работ и участниками Программы, форс-мажорными обстоятельствами.
1. Негативное влияние на реализацию Программы может оказать отсутствие или неполное финансирование Программы из различных источников финансирования, не позволяющее при отсутствии финансирования - реализовать; при неполном финансировании - эффективно и в полной мере реализовать запланированные мероприятия.
2. Риск с изменением федерального законодательства связан с возможным возникновением необходимости внесения существенных изменений в региональное законодательство, корректировки документов, разработанных для реализации мероприятий Программы, что повлечет за собой либо отставание от плана реализации мероприятий, либо сделает реализацию некоторых мероприятий экономически невыгодной или невозможной.
Снизить негативный эффект от данного риска возможно путем скорейшего приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, анализом воздействия того или иного изменения федерального законодательства на реализацию мероприятий Программы и оперативного принятия управленческих решений и инициатив в каждом конкретном случае.
3. Риск, связанный с проведением работ в рамках мероприятий Программы, может быть минимизирован привлечением к выполнению работ по организации семинаров, обучению и переподготовке специалистов, выпуску информационно-презентационных материалов и т.д. только компаний, имеющих опыт работы в соответствующих сферах деятельности и отобранных в установленном порядке на основе действующего законодательства.
К основным факторам риска, связанным с участниками Программы (в частности, участниками, реализующими приоритетные инновационные проекты, проекты по техперевооружению и организациями легкой промышленности), можно отнести: недостаточный уровень стратегического менеджмента на предприятиях, что ухудшает качество предоставляемой информации и искажает оценку общих результатов; процессы реструктуризации и интеграции предприятий, что увеличивает возможность изменения планов деятельности предприятий в связи со сменой руководства или собственника; недостаточная мотивация предприятий к сотрудничеству в рамках Программы (при низком бюджетном финансировании Программы), что может привести к невыполнению намеченных планов. Для снижения вероятности возникновения этих факторов в Программу включены мероприятия, направленные на повышение уровня менеджмента на предприятиях и оказание им информационной поддержки.
Также для уменьшения риска, связанного с участниками Программы, используются механизмы согласований проектов, заключения соглашений о сотрудничестве и отбора приоритетных инновационных проектов, проектов по техперевооружению и проектов предприятий легкой промышленности, претендующих на получение господдержки за счет средств областного бюджета, с обязательным проведением комплексной экспертизы проектов.
4. На эффективность и выполнение Программы (особенно в установленный период реализации) влияют обстоятельства, характеризующиеся своей чрезвычайностью и непредотвратимостью.
В данных условиях форс-мажорные обстоятельства вызваны ситуацией на финансовом рынке (в том числе валютном и кредитном), приведшие к мировому финансовому кризису.
Надо констатировать тот факт, что в экономике многих стран, в том числе и нашей, в результате финансового кризиса в настоящее время сложилась непростая ситуация.
Естественно, что в этих условиях, особенно при затягивании процесса выхода из кризиса или его усугублении, выполнение установленных значений основных социально-экономических показателей развития обрабатывающих производств Нижегородской области (индикаторов Программы) в ближайшие годы ставится под сомнение и в связи с его масштабностью может привести к невыполнению спрогнозированных уровней, а, следовательно, низкой эффективности Программы.
Минимизация негативного влияния кризиса на промышленные предприятия возможна благодаря мерам государственной поддержки, которые в данной ситуации являются, по большому счету, макромерами (принятие решений на федеральном уровне). Наиболее важным является вопрос о согласованной (договорной) системе взаимоотношений банков и организаций.
Разрабатываются и реализуются меры поддержки предприятий и на региональном уровне, одна из которых - компенсация части процентной ставки по кредитам коммерческих банков предприятиям, осуществляющим техперевооружение, реализующим приоритетные инновационные проекты и предприятиям легкой промышленности, являющаяся в настоящее время (при удорожании кредитов) особенно актуальной.
Надо отметить, что подобные изменения внешней ситуации труднопрогнозируемы, особенно на длительный период времени, поэтому управление рисками, порождаемыми внешней средой, сводиться к постоянному мониторингу имеющейся информации и оперативному принятию решений по возможному снижению негативных последствий для промышленных организаций.