Действующий

Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2010-2012 годы

     1. Основные задачи бюджетной и налоговой политики
     на 2010-2012 годы


Бюджетная политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу в первую очередь ориентирована на содействие реализации основных целей, определенных Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, и достижение стратегической цели - повышение качества жизни населения Нижегородской области за счет создания условий для обеспечения граждан рабочими местами и доступными и качественными бюджетными услугами.

В 2008 году в силу изменения экономической конъюнктуры, вызванного мировым финансовым кризисом, в области наблюдалось замедление темпов роста промышленного производства.

Основными негативными факторами для реального сектора экономики области явились: с одной стороны, снижение доступности кредитных ресурсов для предприятий, с другой стороны, снижение спроса на нашу продукцию, как на внешнем, так и на внутреннем российском рынке.

Наибольшее негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса испытывают промышленные предприятия области.

В текущем году экономическая ситуация характеризуется следующими тенденциями:

- напряженной остается ситуация в промышленности (за I квартал 2009 года индекс промышленного производства составил 65,5% к уровню I квартала 2008 года). Ситуацию в промышленности определяют три ее основные отрасли: в производстве нефтепродуктов, производстве транспортных средств и металлургии наблюдается снижение производства по сравнению с уровнем прошлого года на 8,6% (производство нефтепродуктов), 80,5% (производство транспортных средств) и 37,4% (металлургия);

- уровень сельскохозяйственного производства складывается ниже уровня прошлого года (в I квартале 2009 года индекс физического объема сельхозпроизводства составил 98,5% к соответствующему периоду 2008 года), в пищевой промышленности наблюдается положительная динамика (индекс производства продуктов питания за I квартал 2009 года составил 108,6% к I кварталу 2008 года).

Ситуация в экономике оказывает непосредственное влияние на изменение бюджетообразующих показателей и объем доходов консолидированного бюджета области.

Среднегодовые темпы роста доходов консолидированного бюджета Нижегородской области за последние несколько лет значительно превышали показатели инфляции.

Увеличение доходов складывалось благодаря росту экономики области, что привело к положительной динамике поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Нижегородской области.

Однако в связи с кризисными проявлениями в экономике в конце 2008 года произошло значительное сокращение поступлений налоговых доходов и в первую очередь - по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц. Эта тенденция наблюдается и в 2009 году.

В 2008 году Правительством Нижегородской области принято решение о формировании областного бюджета на трехлетний период.

Однако сейчас, когда невозможно достаточно точно спрогнозировать развитие ситуации в экономике и финансовой сфере на текущий период, целесообразно вернуться к формированию бюджета на один год и составлению среднесрочного финансового плана на перспективу.

Исходя из текущей экономической ситуации бюджетная политика в 2010-2012 годах будет направлена на решение следующих задач:

Реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса

В существующих условиях для того, чтобы справиться с возникшими проблемами, максимально смягчить последствия кризиса как для населения области, так и для хозяйствующих субъектов, Правительством Нижегородской области разработан и реализуется план по стабилизации ситуации в экономике и финансовом секторе.

Сохранение и развитие налогового потенциала на территории Нижегородской области, поддержка развивающихся отраслей

Основными направлениями деятельности Правительства Нижегородской области в целях сохранения налогового потенциала должны стать содействие восстановлению деловой активности путем субсидирования процентных ставок по привлекаемым кредитам в сельском хозяйстве, малом предпринимательстве и других отраслях, развития системы финансового лизинга, создания максимально благоприятных условий для предпринимательства, и работа с крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территории Нижегородской области.

Поддержку Правительства Нижегородской области в целях развития налогового потенциала в первую очередь должны получить динамично развивающиеся отрасли, дающие наибольшую отдачу в бюджет в короткие сроки.

Обеспечение сбалансированности бюджетной системы Нижегородской области с целью обеспечения безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в первую очередь перед гражданами

В условиях снижения объема доходной части бюджета и снижения доступности кредитных ресурсов необходимо ограничить принятие новых расходных обязательств, определить приоритеты бюджетных расходов, проанализировать действующие расходные обязательства с целью сокращения неэффективных расходов.

Повышение эффективности бюджетных расходов

Повышение эффективности использования бюджетных средств будет осуществляться как по традиционной схеме (анализ работы действующей бюджетной сети, введение ограничений увеличения численности работающих в бюджетной сфере, экономия энергоресурсов, нормирование и лимитирование текущих расходов), так и путем использования новых бюджетных технологий и инструментов.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных ассигнований на оказание услуг государственными и иными некоммерческими организациями на 2010 год будет основано на государственном задании.

Создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий

В связи с тем, что значительная часть вопросов в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства решается на уровне муниципальных образований, одной из основных задач становится содействие обеспечению сбалансированности местных бюджетов. С этой целью должны быть оптимизированы межбюджетные отношения, в том числе в части софинансирования в решении вопросов местного значения.