В соответствии с основными задачами Министерство осуществляет следующие функции:
3.1. Разрабатывает и представляет в установленном порядке на рассмотрение Губернатора Нижегородской области, Председателя Правительства (далее - Губернатор) и Правительства Нижегородской области проекты правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.(Пункт 3.1 в ред. постановления Правительства области от 26.09.2014 № 657 -см.предыдущую редакцию)
3.2. Рассматривает и подготавливает отзывы на проекты правовых актов, разработанных другими органами исполнительной власти Нижегородской области, по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.
3.3. В пределах компетенции принимает меры, направленные на обеспечение в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса соблюдения федерального законодательства, законов и иных правовых актов Нижегородской области.
3.4. Участвует в пределах компетенции в формировании и реализации единой экономической, финансовой и технической политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.
3.5. Участвует в пределах компетенции в определении стратегии развития объектов внешнего благоустройства на территории Нижегородской области.
3.6. Оказывает органам местного самоуправления методическое и методологическое содействие в решении вопросов повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
3.7. Осуществляет в пределах компетенции взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам надлежащего санитарного состояния населенных пунктов.
3.8. Осуществляет взаимодействие с организациями коммунального комплекса, организациями электро- и теплоэнергетики, нефтеперерабатывающей промышленности, газификации, газоснабжения, нефтепродуктообеспечения, магистральных трубопроводов нефти, газа, расположенных на территории Нижегородской области, а также организациями, использующими возобновляемые источники энергии и местные виды топлива, энергосервисными, научными, проектными организациями, организациями, обслуживающими топливно-энергетический комплекс, по вопросам, отнесенным к ведению Министерства.
3.9. Участвует в пределах компетенции в разработке прогнозов социально-экономического развития Нижегородской области.
3.10. Участвует в пределах компетенции в разработке проектов областного бюджета, адресных инвестиционных программ Нижегородской области.
3.11. Разрабатывает проекты государственных программ Нижегородской области и участвует в их реализации, разрабатывает совместно с организациями жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса проекты программ развития жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.(Пункт 3.11 в ред. постановления Правительства области от 26.09.2014 № 657 -см.предыдущую редакцию)
3.12. Участвует в разработке перспективных схем развития электро-, тепло-, газоснабжения и газификации Нижегородской области, участвует в пределах компетенции в разработке схем развития инженерной инфраструктуры для объектов нового строительства.
3.13. Участвует в пределах компетенции в разработке пилотных проектов по благоустройству и обустройству населенных пунктов Нижегородской области.
3.14. Осуществляет руководство разработкой программ развития газификации и газоснабжения Нижегородской области, применения новых технологий в системе газоснабжения Нижегородской области, приборов учета потребления природного и сжиженного газа в организациях на территории Нижегородской области и в быту.
3.14. Утверждает "Программу по строительству, модернизации газовых сетей и строительству баз газового хозяйства ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", финансируемую за счет средств специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям. (Пункт 3.14_1 введен постановлением Правительства области от 26.09.2014 № 657)
3.15. Участвует в разработке программ по энергосбережению и энергоэффективному развитию предприятий топливно-энергетического комплекса и других отраслей экономики Нижегородской области, в том числе с применением возобновляемых источников энергии и местных видов топлива.
3.16. Осуществляет функции государственного заказчика по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства, в том числе для реализации мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, осуществляемых Министерством самостоятельно.(Абзац первый изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 26.09.2014 № 657 -см.предыдущую редакцию)
Ежегодно определяет государственные потребности (нужды) Нижегородской области в топливе. В установленном порядке представляет в орган исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченный на осуществление функций по закупке товаров, работ, услуг для нужд Нижегородской области для государственных заказчиков Нижегородской области, сводные заявки на закупку топлива от государственных и муниципальных заказчиков Нижегородской области.(Абзац второй в ред. постановления Правительства области от 26.09.2014 № 657 -см.предыдущую редакцию)
Участвует в пределах компетенции в планировании закупок для нужд Нижегородской области работ и услуг, связанных с обеспечением функционирования и развития систем жизнеобеспечения и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, планировании текущих и капитальных расходов областного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство и топливно-энергетический комплекс.
3.17. Организует в пределах компетенции исполнение областного бюджета в части, касающейся сферы деятельности Министерства.
3.18. Участвует в государственном регулировании инвестиционного процесса в жилищно-коммунальном хозяйстве и топливно-энергетическом комплексе и обеспечении стимулирования привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство и топливно-энергетический комплекс, в том числе участвует в разработке и реализации мер государственной поддержки инвесторов с целью их привлечения к участию в реализации областных проектов и программ в сфере деятельности Министерства, содействует привлечению в установленном порядке иностранных инвесторов для развития жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса.
3.19. Согласовывает инвестиционные программы строительства и реконструкции энергетических мощностей организаций топливно-энергетического комплекса.
3.20. В пределах компетенции разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на повышение качества услуг, оказываемых хозяйствующими субъектами в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, участвует в разработке и организации выполнения мероприятий по обеспечению надежного энергоснабжения потребителей Нижегородской области.
3.21. Разрабатывает механизмы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.
3.22. Участвует в осуществлении государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, участвует в реализации мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса.
3.23. Участвует в осуществлении государственной политики в области промышленной безопасности и координирует систему управления промышленной безопасностью топливно-энергетического комплекса.
3.24. Участвует в разработке и организации выполнения мероприятий по обеспечению энергетической независимости и безопасности Нижегородской области.