Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Создание комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области (2009-2012 годы)"

    2. Содержание проблемы

Основанием для разработки областной целевой программы "Создание комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области" (далее - Программа) является постановление Правительства Нижегородской области от 30 марта 2007 года № 96 "Об утверждении Концепции создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области" (далее - Концепция).

В Концепции обоснована необходимость создания комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области, как обязательного условия для решения ряда стратегических и социально-экономических задач регионального развития. В качестве организационного механизма реализации Концепции определён программно-целевой подход и принято решение о разработке областной целевой программы по созданию комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области.

В настоящее время, несмотря на все усилия, прилагаемые Правительством Нижегородской области и правоохранительными органами, уровень основных показателей преступности остается по-прежнему высоким. Растёт аварийность на дорогах, требуют все большего внимания потенциальные угрозы терроризма, риски техногенных и природных катастроф на крупных промышленных предприятиях и особо опасных объектах. Возрастает необходимость обеспечения экономической безопасности Нижегородской области. Существующие угрозы личной безопасности вызывают у населения неуверенность в завтрашнем дне и наносят серьезный урон авторитету органов власти и правоохранительных структур.

Предупреждение преступности в общественных местах и раскрытие преступлений по "горячим следам" вот уже много лет являются одним из приоритетных направлений деятельности ГУВД. Но недостаточное оснащение милиции современными техническими средствами мониторинга событий, контроля подвижных патрулей, экстренной связи с населением осложняет своевременное предупреждение и оперативное реагирование на тревожные и чрезвычайные ситуации.

Анализ ситуации показывает, что для адекватного ответа росту криминала и терроризма необходимо существенное повышение технической оснащенности милиции, как основной силы охраны правопорядка и обеспечения безопасности граждан. В настоящее время сотрудники отделов внутренних дел, осуществляющие свои функциональные обязанности на улицах и дорогах городов и других населенных пунктов (ДПС, ППС, ОВО, участковые уполномоченные и иные), вынуждены проводить мероприятия по охране порядка и антитеррору в условиях недостаточной оснащенности техническими средствами, что значительно снижает эффективность правоохранительной деятельности. Показатели преступности по Нижегородской области и городу Нижнему Новгороду приведены в таблице 1.

     Таблица 1

          
     Показатели преступности по Нижегородской области и городу
     Нижнему Новгороду (по данным Информационного центра ГУВД)

Показатели

Нижегородская область

город Нижний Новгород

преступности

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

Общее количество преступлений

73320

97379

108 694

106 007

35284

51 409

58 210

56 669

Прирост

-

32,8%

11,6%

-2,5%

-

45,7%

13,2%

-2,6%

Особо тяжкие преступления

1 718

1772

1523

1302

652

690

596

450

Прирост

-

3,1%

-14%

-14,5

-

5,8%

-13,6%

-24,5%


Диаграмма 1. Сравнение динамики преступности по Нижегородской области, Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации.


Остается сложной ситуация на дорогах, растет количество нарушений правил дорожного движения, а также аварий, в том числе, с тяжелыми травматическими последствиями. Развитие дорожной сети и принимаемые меры по улучшению управления дорожным движением явно отстают от роста количества автотранспорта, что приводит к уменьшению пропускной способности дорог, а значит увеличению количества дорог со сложной транспортной обстановкой, приводящей к росту ДТП. Наряду с этим, одной из основных причин развития наблюдаемой негативной тенденции является недостаточная оснащенность современными техническими средствами дорожно-патрульной службы ГИБДД и служб управления дорожным движением. Даже ужесточение ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, недавно принятых Правительством Российской Федерации, не изменили ситуацию к лучшему. Увеличение количества ДТП, недостаточный контроль за соблюдением правил дорожного движения, не прохождение техосмотра, становятся угрозой обществу и требуют принятия незамедлительных мер. В связи с этим особо следует выделить проблему организации работы с различными базами данных транспортных средств, вызванную как быстрым ростом парка автомашин и устареванием технических средств, так и проблемой с обеспечением высокоскоростными каналами связи, что существенно снижает оперативность работы подразделений ГИБДД. Динамика дорожно-транспортных происшествий и их последствия по Нижегородской области и городу Нижнему Новгороду представлены в таблице 2.

     Таблица 2

     Показатели динамики дорожно-транспортных происшествий
     и их последствий по Нижегородской области и городу
     Нижнему Новгороду (по данным Информационного центра ГУВД)

     

 

Нижегородская область

город Нижний Новгород

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

Общее количество ДТП

4511

5137

5429

6112

1428

1715

1823

2278

Прирост

-

13,9%

5,7%

12,6%

-

20,1%

6,3%

25,0%

Число пострадавших в ДТП

5523

6170

6793

7698

4666

2027

2272

2727

Прирост

-

11,7%

10,1%

13,3%

-

-56,6%

12,1%

20,0%

Число погибших в ДТП

791

872

815

944

161

130

123

160

Прирост

-

10,2%

-6,5%

15,8%

-

-19,3%

-5,4%

30,1%


Диаграмма 2. Сравнение динамики количества ДТП по Нижегородской области, Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации     

     
     Диаграмма 3. Сравнение динамики количества пострадавших в ДТП по Нижегородской области, Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации


Важной задачей, решение которой определено одним из приоритетов деятельности Правительства Нижегородской области, является создание условий для обеспечения антитеррористической защищенности, экономической, экологической промышленной и санитарно-эпидемиологической безопасности, безопасности крупных промышленных предприятий, объектов с повышенным риском природных и техногенных катастроф, критически важных и особо опасных объектов. Содействие со стороны органов исполнительной власти Нижегородской области в организации такой работы и объединение усилий позволят проводить системную, комплексную работу в данной сфере и повысить безопасность функционирования организаций и Нижегородской области в целом.

Так же неотложного решения требуют задачи обеспечения безопасности объектов социальной сферы, оснащения системами безопасности органов исполнительной власти Нижегородской области, обеспечения контроля экологической обстановки. Необходимо усиление мониторинга в сфере природопользования: координация привлекаемых сил и средств экстренного реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций, прогнозирование динамики развития чрезвычайных ситуаций, мониторинг агропромышленного комплекса, водного хозяйства, охотничьих угодий, оборота древесины.

В настоящее время из-за недостаточных ресурсов администрирования (технических средств, единых баз данных, правовых ограничений) сохраняется тенденция роста задолженности по налогам и сборам. На конец 2006 года задолженность по транспортному налогу достигла 600 млн. руб. Принимаемых мер по контролю за неплательщиками транспортного налога и штрафов за административные правонарушения, в том числе за нарушение правил дорожного движения, явно недостаточно. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предусматривает ужесточение ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения. С 1 июля 2008 года указанным выше Федеральным законом разрешается использование средств фото- и видео- фиксации для документирования административных правонарушений в сфере дорожного движения. Данный Федеральный закон обеспечивает правовую основу для создания систем видеомониторинга с идентификацией нарушений правил дорожного движения и привлечения владельцев транспортных средств к ответственности на основе информации, поступающей от систем фото- и видео- фиксации.