Основанием для разработки областной целевой программы "Создание комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области" (далее - Программа) является постановление Правительства Нижегородской области от 30 марта 2007 года № 96 "Об утверждении Концепции создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области" (далее - Концепция).
В Концепции обоснована необходимость создания комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области, как обязательного условия для решения ряда стратегических и социально-экономических задач регионального развития. В качестве организационного механизма реализации Концепции определён программно-целевой подход и принято решение о разработке областной целевой программы по созданию комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области.
В настоящее время, несмотря на все усилия, прилагаемые Правительством Нижегородской области и правоохранительными органами, уровень основных показателей преступности остается по-прежнему высоким. Растёт аварийность на дорогах, требуют все большего внимания потенциальные угрозы терроризма, риски техногенных и природных катастроф на крупных промышленных предприятиях и особо опасных объектах. Возрастает необходимость обеспечения экономической безопасности Нижегородской области. Существующие угрозы личной безопасности вызывают у населения неуверенность в завтрашнем дне и наносят серьезный урон авторитету органов власти и правоохранительных структур.
Предупреждение преступности в общественных местах и раскрытие преступлений по "горячим следам" вот уже много лет являются одним из приоритетных направлений деятельности ГУВД. Но недостаточное оснащение милиции современными техническими средствами мониторинга событий, контроля подвижных патрулей, экстренной связи с населением осложняет своевременное предупреждение и оперативное реагирование на тревожные и чрезвычайные ситуации.
Анализ ситуации показывает, что для адекватного ответа росту криминала и терроризма необходимо существенное повышение технической оснащенности милиции, как основной силы охраны правопорядка и обеспечения безопасности граждан. В настоящее время сотрудники отделов внутренних дел, осуществляющие свои функциональные обязанности на улицах и дорогах городов и других населенных пунктов (ДПС, ППС, ОВО, участковые уполномоченные и иные), вынуждены проводить мероприятия по охране порядка и антитеррору в условиях недостаточной оснащенности техническими средствами, что значительно снижает эффективность правоохранительной деятельности. Показатели преступности по Нижегородской области и городу Нижнему Новгороду приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели преступности по Нижегородской области и городу
Нижнему Новгороду (по данным Информационного центра ГУВД)
Показатели | Нижегородская область | город Нижний Новгород | ||||||
преступности | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
Общее количество преступлений | 73320 | 97379 | 108 694 | 106 007 | 35284 | 51 409 | 58 210 | 56 669 |
Прирост | - | 32,8% | 11,6% | -2,5% | - | 45,7% | 13,2% | -2,6% |
Особо тяжкие преступления | 1 718 | 1772 | 1523 | 1302 | 652 | 690 | 596 | 450 |
Прирост | - | 3,1% | -14% | -14,5 | - | 5,8% | -13,6% | -24,5% |
Диаграмма 1. Сравнение динамики преступности по Нижегородской области, Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации.
Остается сложной ситуация на дорогах, растет количество нарушений правил дорожного движения, а также аварий, в том числе, с тяжелыми травматическими последствиями. Развитие дорожной сети и принимаемые меры по улучшению управления дорожным движением явно отстают от роста количества автотранспорта, что приводит к уменьшению пропускной способности дорог, а значит увеличению количества дорог со сложной транспортной обстановкой, приводящей к росту ДТП. Наряду с этим, одной из основных причин развития наблюдаемой негативной тенденции является недостаточная оснащенность современными техническими средствами дорожно-патрульной службы ГИБДД и служб управления дорожным движением. Даже ужесточение ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, недавно принятых Правительством Российской Федерации, не изменили ситуацию к лучшему. Увеличение количества ДТП, недостаточный контроль за соблюдением правил дорожного движения, не прохождение техосмотра, становятся угрозой обществу и требуют принятия незамедлительных мер. В связи с этим особо следует выделить проблему организации работы с различными базами данных транспортных средств, вызванную как быстрым ростом парка автомашин и устареванием технических средств, так и проблемой с обеспечением высокоскоростными каналами связи, что существенно снижает оперативность работы подразделений ГИБДД. Динамика дорожно-транспортных происшествий и их последствия по Нижегородской области и городу Нижнему Новгороду представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели динамики дорожно-транспортных происшествий
и их последствий по Нижегородской области и городу
Нижнему Новгороду (по данным Информационного центра ГУВД)
| Нижегородская область | город Нижний Новгород | ||||||
2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | |
Общее количество ДТП | 4511 | 5137 | 5429 | 6112 | 1428 | 1715 | 1823 | 2278 |
Прирост | - | 13,9% | 5,7% | 12,6% | - | 20,1% | 6,3% | 25,0% |
Число пострадавших в ДТП | 5523 | 6170 | 6793 | 7698 | 4666 | 2027 | 2272 | 2727 |
Прирост | - | 11,7% | 10,1% | 13,3% | - | -56,6% | 12,1% | 20,0% |
Число погибших в ДТП | 791 | 872 | 815 | 944 | 161 | 130 | 123 | 160 |
Прирост | - | 10,2% | -6,5% | 15,8% | - | -19,3% | -5,4% | 30,1% |
Диаграмма 2. Сравнение динамики количества ДТП по Нижегородской области, Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации
Диаграмма 3. Сравнение динамики количества пострадавших в ДТП по Нижегородской области, Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации
Важной задачей, решение которой определено одним из приоритетов деятельности Правительства Нижегородской области, является создание условий для обеспечения антитеррористической защищенности, экономической, экологической промышленной и санитарно-эпидемиологической безопасности, безопасности крупных промышленных предприятий, объектов с повышенным риском природных и техногенных катастроф, критически важных и особо опасных объектов. Содействие со стороны органов исполнительной власти Нижегородской области в организации такой работы и объединение усилий позволят проводить системную, комплексную работу в данной сфере и повысить безопасность функционирования организаций и Нижегородской области в целом.
Так же неотложного решения требуют задачи обеспечения безопасности объектов социальной сферы, оснащения системами безопасности органов исполнительной власти Нижегородской области, обеспечения контроля экологической обстановки. Необходимо усиление мониторинга в сфере природопользования: координация привлекаемых сил и средств экстренного реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций, прогнозирование динамики развития чрезвычайных ситуаций, мониторинг агропромышленного комплекса, водного хозяйства, охотничьих угодий, оборота древесины.
В настоящее время из-за недостаточных ресурсов администрирования (технических средств, единых баз данных, правовых ограничений) сохраняется тенденция роста задолженности по налогам и сборам. На конец 2006 года задолженность по транспортному налогу достигла 600 млн. руб. Принимаемых мер по контролю за неплательщиками транспортного налога и штрафов за административные правонарушения, в том числе за нарушение правил дорожного движения, явно недостаточно. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предусматривает ужесточение ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения. С 1 июля 2008 года указанным выше Федеральным законом разрешается использование средств фото- и видео- фиксации для документирования административных правонарушений в сфере дорожного движения. Данный Федеральный закон обеспечивает правовую основу для создания систем видеомониторинга с идентификацией нарушений правил дорожного движения и привлечения владельцев транспортных средств к ответственности на основе информации, поступающей от систем фото- и видео- фиксации.