Практика создания аналогичной системы безопасности позволяет прогнозировать положительные изменения уже в первые годы ее эксплуатации и на их основе разработать основные индикаторы достижения цели Программы.
Например, по данным ГУВД по Пермскому краю в городе Перми в период с 2005 года по 2006 год в местах установки камер видеонаблюдения отмечено резкое снижение количества преступлений - на 58%, в том числе: краж - на 25%, грабежей - на 60,3%, разбойных нападений - на70,2%, хулиганств - на 25%, убийств - на 66,6%. Эти результаты связаны, в первую очередь, с профилактическим эффектом системы. Опыт внедрения систем безопасности показывает, что в последующие годы динамика снижения преступности стабилизируется на уровне 3-5% в год.
В качестве индикаторов цели Программы выбраны относительные показатели - динамика показателей правонарушений (по сравнению с предыдущим годом), так как при их расчёте к концу срока реализации Программы исключается влияние фактора несопоставимости базовых и отчётных показателей преступности, связанного с изменением условий работы правоохранительных органов, в том числе с изменением системы фиксации правонарушений (устанавливаемыми камерами видеонаблюдения фиксируется, как правило, значительно больше правонарушений, чем сотрудниками правоохранительных органов в обычном режиме работы).
Индикаторы достижения цели Программы определены исходя из возможностей получения официальных статистических данных по фактическим значениям показателей (таблица 3).
При определении значений индикаторов достижения целей Программы во внимание принималась совокупность факторов, влияющих на динамику показателей преступности, связанных с реализацией в Нижегородской области целевых областных и федеральных программ в сферах повышения безопасности дорожного движения, снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, антитеррористической деятельности и др. Таким образом, рассчитанные индикаторы отражают прогноз общей динамики показателей в сфере соблюдения законности и правопорядка, достигаемой совместными усилиями органов исполнительной власти.
Индикаторы достижения целей Программы показывают, что к концу реализации Программы достигается устойчивое снижение преступности, в том числе по наиболее трудно поддающимся воздействию ее составляющим (уличная преступность, особо тяжкие преступления), а так же существенное снижение количества дорожно-транспортных происшествий и смертности на дорогах.
Таблица 3
Индикаторы достижения цели Программы
Наименование индикаторов | Единицы | Значения индикаторов целей Программы* | ||
достижения целей Программы | измерения индикаторов целей Программы, способ расчёта | на момент разработки Программы | по окончании реализации Программы | без программного вмешательства (после предполагаемого срока реализации Программы) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Снижение количества преступлений | % | -2,5% | -17,6% | -5% |
Снижение количества тяжких преступлений: убийства и умышленные причинения тяжкого вреда здоровью | % | -14,5% | -10,9% | -4,1% |
Снижение количества преступлений на 100 тыс. жителей | % | -1,6% | -11,7% | -4,6% |
Снижение количества ДТП на 10 тыс. транспортных средств | % | 10,4% | -8,5% | 9,5% |
Снижение количества пострадавших в ДТП на 100 тыс. жителей | % | 14,6% | -9,6% | 14,6% |
Снижение количества погибших в ДТП | % | 15,8% | -16,3% | 12,5% |
Снижение тяжести последствий ДТП (тяжесть последствий ДТП рассчитывается как отношение количества погибших к общему числу пострадавших в ДТП) | % | 1,9% | -5,7% | 4,4% |
*отрицательная величина индикатора означает снижение показателя
положительная величина индикатора означает рост показателя
Мониторинг изменений основных показателей преступности предполагается:
- в 2009-2012 годах по городу Нижнему Новгороду и в основных городах и районных центрах Нижегородской области, где будет установлена комплексная система безопасности;
- в 2012 году в целом по Нижегородской области.
Фактическое значение индикаторов определяется по данным Информационного центра ГУВД и, в дальнейшем, единого ситуационного центра Нижегородской области.