Действующий

Об утверждении концепции областной целевой программы "Энергетическая безопасность Нижегородской области на 2009-2012 годы" (с изменениями на 18 ноября 2009 года)

4. Обоснование целесообразности решения проблемы
     программно-целевым методом


Требуемый уровень энергетической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, субъектов топливно-энергетического комплекса Нижегородской области и собственников энергопринимающих устройств. Характер проблемы требует наличия долгосрочной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов как хозяйствующих субъектов, так и органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.

Программно-целевой метод бюджетного планирования по сравнению со сметным планированием обладает рядом преимуществ и позволяет обеспечить:

- концентрацию ресурсов на решении приоритетных комплексных задач, стоящих перед топливно-энергетическим комплексом Нижегородской области;

- длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценить среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

- системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

- открытый порядок формирования и реализация областных целевых программ и хода их реализации;

- высокую степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;

- контроль за эффективностью расходования средств областного бюджета;

- возможность в рамках программы комбинировать и объединить усилия федеральных, областных органов государственной власти и частного сектора экономики.

Однако необходимо иметь в виду, что программа в силу своей комплексности, увязанности мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям чрезвычайно чувствительна к нарушению любого из ее элементов. Недофинансирование, срыв сроков, невыполнение предусмотренных программных действий может привести к трудно предотвратимой деструкции всей программы.

Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы энергетической безопасности на основе исключительной ответственности субъектов топливно-энергетического комплекса Нижегородской области и собственников энергопринимающих устройств по обеспечению энергетической безопасности без использования государственной поддержки и программно-целевых механизмов являются:

- отсутствие комплексного системного подхода к управлению эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов и обеспечением работы топливно-энергетического комплекса Нижегородской области;

- невозможность достижения приемлемого уровня энергетической безопасности в целом путем усиления устойчивости энергообеспечения отдельных объектов;

- недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.

Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на общем уровне обеспечения энергетической безопасности населения и объектов экономики, может повлечь дестабилизацию работы топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, и негативно повлиять на темпы социально-экономического развития Нижегородской области.