ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2008 года № 514
(с изменениями на 18 ноября 2009 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 10.06.2009 № 380;
постановлением Правительства Нижегородской области от 21.10.2009 № 747;
постановлением Правительства Нижегородской области от 18.11.2009 № 873
------------------------------------------------------------------------
В целях разработки областной целевой программы "Энергетическая безопасность Нижегородской области на 2009-2012 годы" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Энергетическая безопасность Нижегородской области на 2009-2012 годы" (далее - концепция).
2. Пункт исключен постановлением Правительства области от 18.11.2009 № 873- см. предыдущую редакцию
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Лебедева. (Пункт 3- в ред. постановления Правительства области от 21.10.2009 № 747- см. предыдущую редакцию)
Губернатор В.П. Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 01.11.2008 № 514
(далее - Концепция)
(в ред. постановления Правительства области от 10.06.2009 № 380)
____________________________________________
По тесту концепции слова "министерство топливно-энергетического комплекса" в соответствующем падеже заменены словами "министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса" в соответствующем падеже согласно постановления Правительства области от 10.06.2009 № 380
____________________________________________
Наименование Концепции - Концепция областной целевой программы "Энергетическая безопасность Нижегородской области на 2009-2012 годы".
Основаниями для разработки Концепции являются:
- постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года" (далее - Стратегия развития Нижегородской области);
- распоряжение Правительства Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 1410-р "О создании рабочей группы по разработке и реализации областной целевой программы "Энергетическая безопасность Нижегородской области на 2009-2012 годы".
Согласно Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 1234-р, под энергетической безопасностью понимается состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению.
Исходя из данного определения, под обеспечением энергетической безопасности Нижегородской области необходимо понимать обеспечение состояния защищенности Нижегородской области, ее населения, экономики путем предупреждения, недопущения или ликвидации угроз надежному топливо- и энергообеспечению в Нижегородской области.
Угрозами энергетической безопасности являются события кратковременного или долговременного характера, которые могут дестабилизировать работу топливно-энергетического комплекса, ограничить или нарушить энергообеспечение, привести к авариям и другим негативным последствиям для энергетики, экономики и общества в целом.
Эти угрозы в первую очередь определяются состоянием и функционированием топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.
По данным министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, топливно-энергетический комплекс Нижегородской области включает в себя:
1. Шесть ТЭЦ установленными электрической и тепловой мощностью 2036 МВт и 5399 Гкал/ч соответственно, одну ГЭС установленной электрической мощностью 520 МВт и две блок-станции промышленных предприятий с установленной электрической мощностью 112 МВт.
Общая установленная электрическая и тепловая мощность электрических станций - 2668 МВт и 5399 Гкал/ч соответственно.
2. 7396 отопительных котельных общей установленной тепловой мощностью 16,6 тыс. Гкал/ч, из них 70% работают на природном газе, 18% - на угле, 3% - на мазуте и печном бытовом топливе, 9% - на местных видах топлива (дрова и торф).
3. Объекты электросетевого хозяйства, в том числе единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть 220-500 кВ протяженностью 2,7 тыс. км и территориальные распределительные электрические сети 0,4-110 кВ протяженностью 56,5 тыс. км установленной электрической мощностью 9761,5 и 4989 МВА соответственно.
4. Систему газоснабжения, состоящую из магистральных газопроводов протяженностью 3,8 тыс. км, 6 компрессорных станций, газораспределительных сетей протяженностью 18,8 тыс. км, 108 газораспределительных станций и 814 газораспределительных пунктов, 3 газонаполнительных станций и сливной эстакады.
Топливный баланс Нижегородской области формируется в основном за счет сетевого природного газа, энергетический баланс - за счет выработки электрической и тепловой энергии собственными теплоэлектроцентралями, выработки тепловой энергии котельными Нижегородской области и покупки более 50% электрической энергии из энергосистем других субъектов Российской Федерации.
Основным видом топлива для производства электрической и тепловой энергии в Нижегородской области является природный газ (более 80% в топливном балансе). Экологически чистый и возобновляемый местный вид топлива - торф электрическими станциями не используется, а в выработке котельными тепловой энергии торф в качестве топлива участвует в незначительном количестве: доля торфа в топливном балансе Нижегородской области составляет менее 0,2%.
Прогнозы потребления топливно-энергетических ресурсов на 2009-2012 годы, сделанные министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области на основе программ развития производительных сил муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, отчетливо показывают ежегодный прирост объемов расходования всех видов топливно-энергетических ресурсов. При этом наибольшие темпы роста приходятся на электрическую энергию (в среднем 4-6% в год).
В 2012 году максимум электрической нагрузки по Нижегородской области будет составлять 4704 МВт, что на 36,7 % больше по сравнению с 2007 годом. Потребление электрической энергии может увеличиться на 35,3% и составить величину порядка 28,88 млрд. кВтхч. Данные результаты говорят о необходимости строительства новых генерирующих и передающих мощностей, а также - о необходимости более сбалансированного производства и потребления электрической энергии.
Прогноз прироста потребления и производства тепловой мощности к 2012 году составит 3342,8 Гкал/ч, то есть ожидаемый рост по отношению к 2006 году - 20%. При этом несколько опережающими темпами ожидается рост теплопотребления за счет жилищного строительства (рост 26%) по сравнению с промышленным сектором (рост 17,3%).
Анализ сложившейся ситуации в топливно-энергетическом комплексе Нижегородской области показывает, что угрозы надежному топливо- и энергообеспечению существуют. Эти угрозы вызваны наличием ряда причин, влияющих на обеспечение устойчивого энергоснабжения и оказывающих негативное воздействие на развитие Нижегородской области.
В первую очередь, к таковым можно отнести дефицит электрической и тепловой мощности, ограничения по пропускной способности и недостаточную развитость электрических и газовых сетей, а также высокий износ оборудования топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.
В настоящее время пропускная способность магистральных газопроводов Пермь-Горький 1,2 и Саратов-Горький-Череповец, осуществляющих подачу природного газа потребителям центральных и северных районов Нижегородской области, достигла предела. В связи с этим ООО "Газпром Трансгаз Нижний Новгород" подтверждает техническую возможность подачи природного газа потребителям области не в полном объеме. В соответствии с разработанной ОАО "Газпром промгаз" "Генеральной схемой газоснабжения и газификации Нижегородской области" перспективное газопотребление к 2015 году составит 19,9 млрд. м/год.
Нехватка электрической и тепловой мощности к 2012 году в Нижегородской области может превысить величину 1200 МВт и 1300 Гкал/ч. Износ энергетических мощностей на 2007 год составил 65%, фондов газоснабжения - 39,9%.
Энергетическую независимость Нижегородской области снижает отсутствие крупных электрогенерирующих установок и собственных запасов традиционных видов топлива (природного газа, нефти и каменного угля).
За 2006 год на электрических станциях Нижегородской области зафиксировано 14 технологических нарушений, а за 2007 год их количество выросло до 20. В электрических сетях Нижегородской области, относящихся к единой национальной электрической сети, за 2006 и 2007 годы произошло 29 и 28 технологических нарушений соответственно.
Более 25% заявок юридических и физических лиц на технологическое присоединение или на увеличение потребляемой мощности не удовлетворяются по причине отсутствия технической возможности.
Инвестиции в обновление, модернизацию оборудования топливно-энергетического комплекса Нижегородской области вкладываются в недостаточном объеме, что приводит к его старению, повышению уровня аварийности и снижению эксплуатационной готовности.
Среднее фактическое число аварийных отключений энергопринимающих устройств в учреждениях образования Нижегородской области за 2005-2007 годы составило 1,7 отключений в год на одно учреждение (в 50 учреждениях в 2005 году - 89, в 2006 году - 78, в 2007 году - 99 отключений). Основными причинами аварийного прекращения подачи электрической энергии в учреждения социальной сферы Нижегородской области являются несоответствие существующих схем электроснабжения требованиям по категории надежности и неудовлетворительное состояние их электрических сетей.
Одним из определяющих факторов достижения энергетической безопасности является эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, вовлечение в топливный баланс местных видов топлива.
В последние годы проблеме энергосбережения уделяется недостаточное внимание. В структуре федеральной исполнительной власти отсутствует орган государственного энергетического надзора; предусмотренный законодательством государственный надзор за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов не осуществляется, энергетические обследования организаций не проводятся.
Мероприятия, направленные на улучшение показателей энергетической эффективности, реализуются в не полной мере, отсутствуют действенные механизмы, стимулирующие использование хозяйствующими субъектами энергосберегающих технологий, материалов и оборудования. Федеральный закон от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ "Об энергосбережении" с учетом произошедших структурных преобразований в экономике и энергетике, требует коренного пересмотра. Нормативно-правовая база для развития возобновляемых источников энергии и автономной энергетики сформирована в недостаточном объеме.
Областная целевая программа "Энергосбережение Нижегородской области на 2007-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 10 января 2007 года № 4 (далее - программа "Энергосбережение Нижегородской области на 2007-2010 годы"), реализуется не в полном объеме вследствие недостаточно выделяемых средств из областного и местного бюджетов. Объем финансирования в целом по программе "Энергосбережение Нижегородской области на 2007-2010 годы" по направлению расходов "Прочие" не превышает 40% от запланированной суммы. Организации, включенные в программу "Энергосбережение Нижегородской области на 2007-2010 годы" как исполнители части мероприятий, также не спешат вложить средства для их реализации; при этом каких-либо правовых оснований для принуждения этих организаций к исполнению мероприятий указанной программы не имеется.
Проблемы доступного и надежного энергоснабжения отраслей экономики и населения, а также обеспечение устойчивой работы топливно-энергетического комплекса Нижегородской области обусловили необходимость разработки областной целевой программы "Энергетическая безопасность Нижегородской области на 2009-2011 годы" (далее - программа).
Стратегией развития Нижегородской области в качестве одной из ключевых проблем Нижегородской области определено ограничение энергетической системы, а одной из главных проблем ее топливно-энергетического комплекса - неразвитость магистральных и распределительных сетей.
Ограничения энергетической системы вызывают снижение устойчивости энергоснабжения, особенно вновь создаваемых или расширяющихся производственных объектов, приводят к трудностям и задержкам присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств развивающихся предприятий.
Стратегией развития Нижегородской области особо подчеркивается высокая степень изношенности генерирующих мощностей и недостаточность инфраструктуры транспортировки и распределения газа и степени газификации северных районов Нижегородской области.
Энергетический сектор экономики Нижегородской области Стратегией развития Нижегородской области признан одним из ключевых направлений деятельности Правительства Нижегородской области; в частности, ею определены приоритетные задачи в сфере электроэнергетики, решение которых позволит повысить надежность снабжения электрической энергией потребителей Нижегородской области.
Ключевые мероприятия программы будут направлены на реализацию основных положений Стратегии развития Нижегородской области и позволят решить приоритетные задачи Нижегородской области в сфере энергетики.
Концепцией предусматривается достижение следующих стратегических целей:
- повышение состояния защищенности Нижегородской области, ее населения, экономики путем предупреждения, недопущения или ликвидации угроз надежному топливо- и энергообеспечению;
- повышение гарантированности и надежности энергообеспечения экономики и населения Нижегородской области в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера.
Требуемый уровень энергетической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, субъектов топливно-энергетического комплекса Нижегородской области и собственников энергопринимающих устройств. Характер проблемы требует наличия долгосрочной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов как хозяйствующих субъектов, так и органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.
Программно-целевой метод бюджетного планирования по сравнению со сметным планированием обладает рядом преимуществ и позволяет обеспечить:
- концентрацию ресурсов на решении приоритетных комплексных задач, стоящих перед топливно-энергетическим комплексом Нижегородской области;
- длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценить среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
- системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
- открытый порядок формирования и реализация областных целевых программ и хода их реализации;
- высокую степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;
- контроль за эффективностью расходования средств областного бюджета;
- возможность в рамках программы комбинировать и объединить усилия федеральных, областных органов государственной власти и частного сектора экономики.
Однако необходимо иметь в виду, что программа в силу своей комплексности, увязанности мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям чрезвычайно чувствительна к нарушению любого из ее элементов. Недофинансирование, срыв сроков, невыполнение предусмотренных программных действий может привести к трудно предотвратимой деструкции всей программы.
Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы энергетической безопасности на основе исключительной ответственности субъектов топливно-энергетического комплекса Нижегородской области и собственников энергопринимающих устройств по обеспечению энергетической безопасности без использования государственной поддержки и программно-целевых механизмов являются:
- отсутствие комплексного системного подхода к управлению эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов и обеспечением работы топливно-энергетического комплекса Нижегородской области;
- невозможность достижения приемлемого уровня энергетической безопасности в целом путем усиления устойчивости энергообеспечения отдельных объектов;
- недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.
Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на общем уровне обеспечения энергетической безопасности населения и объектов экономики, может повлечь дестабилизацию работы топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, и негативно повлиять на темпы социально-экономического развития Нижегородской области.