Действующий

Об утверждении региональной программы "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Нижегородской области" на 2009-2011 годы

Содержание проблемы

Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, определены приоритетные секторы экономики, на развитие которых Правительство Нижегородской области (далее - область, регион) должно направить усилия и ресурсы, в том числе производство и дистрибуция товаров массового спроса.

Направленность Правительства области на производство и дистрибуцию товаров массового спроса обусловлена следующими факторами:

- рынок производства товаров массового спроса характеризуется устойчивостью, маловероятны резкие спады и глубокие кризисы: 70 % рынка занимают продукты питания, являющиеся предметом первой необходимости;

- устойчиво растущий и стабильный спрос на продукты питания;

- низкие инвестиционные барьеры и барьеры на вход, относительно быстрая окупаемость инвестиций и высокий потенциал роста делают сектор привлекательным для инвесторов;

- уникальное географическое положение Нижегородской области с точки зрения доступа к масштабным потребительским рынкам;

- высокая степень развития розничных сетей современных форматов в населенных пунктах, находящихся в зоне транспортной доступности для предприятий и организаций Нижегородской области;

- значительный экспортный потенциал сокращает зависимость экономики от конъюнктуры внутреннего рынка;

- на территории Нижегородской области развиты отрасли, специализирующиеся на производстве товаров массового спроса, в том числе пищевая промышленность;

- в части районов области с ограниченными условиями для эффективного размещения предприятий и организаций приоритетных секторов экономики пищевая промышленность может стать основным катализатором роста;

- в регионе есть возможность производства необходимой для развития сектора сырьевой базы;

- развитие производства товаров массового спроса будет стимулировать рост других секторов экономики (например, рост требований к качеству сырья для пищевой промышленности приведет к повышению эффективности сельскохозяйственных производителей).

Развитие конкурентной среды на товарных рынках является одним из основных эффективных рыночных методов ограничения возможностей отдельных хозяйствующих субъектов негативно воздействовать на региональный товарный рынок и стимулирования производства товаров для удовлетворения спроса населения.

Для определения степени развития конкуренции на товарных рынках, выявления монополистов, определения наличия или отсутствия барьеров "входа и выхода" на рынок для потенциальных конкурентов, своевременного принятия мер необходимо систематическое проведение анализа товарного рынка. В настоящее время существует необходимость создания и ведения электронной базы данных о ценах на всех стадиях производства и реализации продукции, об уровне оптовых и торговых надбавок, оценки состояния удовлетворенности спроса населения и прочего. Для осуществления сбора достоверной информации, ее обобщения и хранении необходимо подготовить ряд нормативных региональных актов.

Анализ показывает, что потребительский рынок области характеризуется высоким уровнем цен и темпов инфляции на социально значимые продовольственные товары относительно других регионов Российской Федерации и Приволжского федерального округа.    

В настоящее время в Нижегородской области действуют два основных канала реализации потребительских товаров населению - это организации розничной торговли и рынки.

На сегодняшний день в регионе заметно снижается активность стихийных форм торговли. Это связано с тем, что происходит рост современной организованной торговой деятельности вследствие объединения и укрепления предприятий и приведения розничных рынков в соответствие с законодательной базой.

Насыщение продовольственного рынка Нижегородской области  качественными продуктами питания местного производства в значительной степени решит вопрос здоровой конкуренции на продовольственном рынке.

На протяжении последних лет сельскохозяйственное производство характеризовалось разнонаправленными тенденциями в производстве продукции - при сокращении производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях увеличивается производство продукции в малых формах хозяйствования на селе. В 1991 году доля хозяйств населения в производстве продукции сельского хозяйства составляла 34,5 %, в 2007 году - 46,3 %. На долю фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей приходится более 2 % производимой на территории области сельскохозяйственной продукции.

Объем производства сельскохозяйственной продукции предприятий всех форм собственности (в действующих ценах с учетом инфляции) вырос с 15,2 млрд. рублей в 2000 году до 36,1 млрд. рублей в 2007 году.

Основным направлением в сельском хозяйстве является животноводство, в структуре выручки за 2007 год оно занимает 61,7%, а растениеводство -30,2%.

В животноводстве основным является производство скота и птицы (в живом весе), выручка от реализации которого составляет 41,1%. Удельный вес выручки от реализации молока - 37,5%, от яйца - 20%.

В растениеводстве основным является производство зерна, удельный вес которого в выручке растениеводства занимает 60,6%, от овощей открытого грунта - 2,7%, от картофеля - 11,4%, от сахарной свеклы - 4,3%.

Динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции представлена в таблице 1.

     Таблица 1

Показатели

2000 год

2005 год

2006 год

2007 год

Процент к уровню 2000 года

Растениеводство

Зерно, тыс. тонн

1003,2

1011,3

1166,6

1046,3

104,3

Сахарная свекла, тыс. тонн

93,9

323,7

329,1

180,9

190

Картофель, тыс.тонн

705,8

845,3

903,8

735,5

104,2

Овощи, тыс.тонн

276,8

381,1

382,8

360,2

130,1

Животноводство

Мясо в реализации в живом весе, тыс. тонн               


144


134,3


130,8


125,9


87,4

Молоко, тыс. тонн    

846,7

642,9

623,6

640,6

75,7

Яйца, млн. шт.  

1133,6

1216,5

1192,4

1186,5

104,7


Основными производителями картофеля и овощей в среднесрочной перспективе остаются личные подсобные хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства. Рост объемов производства этих продуктов прогнозируется за счет увеличения посевных площадей, занятых овощными культурами и картофелем, в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.