Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, определены приоритетные секторы экономики, на развитие которых Правительство Нижегородской области (далее - область, регион) должно направить усилия и ресурсы, в том числе производство и дистрибуция товаров массового спроса.
Направленность Правительства области на производство и дистрибуцию товаров массового спроса обусловлена следующими факторами:
- рынок производства товаров массового спроса характеризуется устойчивостью, маловероятны резкие спады и глубокие кризисы: 70 % рынка занимают продукты питания, являющиеся предметом первой необходимости;
- устойчиво растущий и стабильный спрос на продукты питания;
- низкие инвестиционные барьеры и барьеры на вход, относительно быстрая окупаемость инвестиций и высокий потенциал роста делают сектор привлекательным для инвесторов;
- уникальное географическое положение Нижегородской области с точки зрения доступа к масштабным потребительским рынкам;
- высокая степень развития розничных сетей современных форматов в населенных пунктах, находящихся в зоне транспортной доступности для предприятий и организаций Нижегородской области;
- значительный экспортный потенциал сокращает зависимость экономики от конъюнктуры внутреннего рынка;
- на территории Нижегородской области развиты отрасли, специализирующиеся на производстве товаров массового спроса, в том числе пищевая промышленность;
- в части районов области с ограниченными условиями для эффективного размещения предприятий и организаций приоритетных секторов экономики пищевая промышленность может стать основным катализатором роста;
- в регионе есть возможность производства необходимой для развития сектора сырьевой базы;
- развитие производства товаров массового спроса будет стимулировать рост других секторов экономики (например, рост требований к качеству сырья для пищевой промышленности приведет к повышению эффективности сельскохозяйственных производителей).
Развитие конкурентной среды на товарных рынках является одним из основных эффективных рыночных методов ограничения возможностей отдельных хозяйствующих субъектов негативно воздействовать на региональный товарный рынок и стимулирования производства товаров для удовлетворения спроса населения.
Для определения степени развития конкуренции на товарных рынках, выявления монополистов, определения наличия или отсутствия барьеров "входа и выхода" на рынок для потенциальных конкурентов, своевременного принятия мер необходимо систематическое проведение анализа товарного рынка. В настоящее время существует необходимость создания и ведения электронной базы данных о ценах на всех стадиях производства и реализации продукции, об уровне оптовых и торговых надбавок, оценки состояния удовлетворенности спроса населения и прочего. Для осуществления сбора достоверной информации, ее обобщения и хранении необходимо подготовить ряд нормативных региональных актов.
Анализ показывает, что потребительский рынок области характеризуется высоким уровнем цен и темпов инфляции на социально значимые продовольственные товары относительно других регионов Российской Федерации и Приволжского федерального округа.
В настоящее время в Нижегородской области действуют два основных канала реализации потребительских товаров населению - это организации розничной торговли и рынки.
На сегодняшний день в регионе заметно снижается активность стихийных форм торговли. Это связано с тем, что происходит рост современной организованной торговой деятельности вследствие объединения и укрепления предприятий и приведения розничных рынков в соответствие с законодательной базой.
Насыщение продовольственного рынка Нижегородской области качественными продуктами питания местного производства в значительной степени решит вопрос здоровой конкуренции на продовольственном рынке.
На протяжении последних лет сельскохозяйственное производство характеризовалось разнонаправленными тенденциями в производстве продукции - при сокращении производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях увеличивается производство продукции в малых формах хозяйствования на селе. В 1991 году доля хозяйств населения в производстве продукции сельского хозяйства составляла 34,5 %, в 2007 году - 46,3 %. На долю фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей приходится более 2 % производимой на территории области сельскохозяйственной продукции.
Объем производства сельскохозяйственной продукции предприятий всех форм собственности (в действующих ценах с учетом инфляции) вырос с 15,2 млрд. рублей в 2000 году до 36,1 млрд. рублей в 2007 году.
Основным направлением в сельском хозяйстве является животноводство, в структуре выручки за 2007 год оно занимает 61,7%, а растениеводство -30,2%.
В животноводстве основным является производство скота и птицы (в живом весе), выручка от реализации которого составляет 41,1%. Удельный вес выручки от реализации молока - 37,5%, от яйца - 20%.
В растениеводстве основным является производство зерна, удельный вес которого в выручке растениеводства занимает 60,6%, от овощей открытого грунта - 2,7%, от картофеля - 11,4%, от сахарной свеклы - 4,3%.
Динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели | 2000 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | Процент к уровню 2000 года |
Растениеводство | |||||
Зерно, тыс. тонн | 1003,2 | 1011,3 | 1166,6 | 1046,3 | 104,3 |
Сахарная свекла, тыс. тонн | 93,9 | 323,7 | 329,1 | 180,9 | 190 |
Картофель, тыс.тонн | 705,8 | 845,3 | 903,8 | 735,5 | 104,2 |
Овощи, тыс.тонн | 276,8 | 381,1 | 382,8 | 360,2 | 130,1 |
Животноводство | |||||
Мясо в реализации в живом весе, тыс. тонн |
|
|
|
|
|
Молоко, тыс. тонн | 846,7 | 642,9 | 623,6 | 640,6 | 75,7 |
Яйца, млн. шт. | 1133,6 | 1216,5 | 1192,4 | 1186,5 | 104,7 |
Основными производителями картофеля и овощей в среднесрочной перспективе остаются личные подсобные хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства. Рост объемов производства этих продуктов прогнозируется за счет увеличения посевных площадей, занятых овощными культурами и картофелем, в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.