ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2008 года № 461

Об утверждении региональной программы
"Развитие конкуренции на продовольственном рынке
Нижегородской области" на 2009-2011 годы



В соответствии с распоряжением Губернатора Нижегородской области от 16 мая 2008 года № 626-р "О разработке региональной программы развития конкуренции на продовольственном рынке Нижегородской области" в целях формирования конкурентной среды на продовольственном рынке Нижегородской области, стабилизации ситуации на рынке социально значимых товаров Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Нижегородской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, предприятиям, учреждениям и организациям Нижегородской области принять участие в реализации Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице - губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по развитию научно - производственного и экономического потенциала В.В.Клочая

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.



Губернатор                                                                                                В.П.Шанцев

     

     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 15.10.2008 № 461

     

Региональная программа
"Развитие конкуренции на продовольственном рынке
Нижегородской области" на 2009-2011 годы


     (далее - Программа)

1. Паспорт Программы

1.1. Наименование Программы

региональная программа "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Нижегородской области" на 2009 - 2011 годы

1.2. Основание для разработки Программы

протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 22 октября 2007 года N ВЗ-П9-10пр;

распоряжение Губернатора Нижегородской области от 16 мая 2008 года № 626-р "О разработке региональной программы развития конкуренции на продовольственном рынке Нижегородской области"

1.3. Государственный заказчик Программы

министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области

1.4. Основные разработчики Программы

министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

министерство экономики Нижегородской области

1.5. Цели Программы

развитие свободной конкуренции посредством создания благоприятных условий, обеспечивающих эффективное функционирование рынка продовольственных товаров, способствующих продовольственной независимости региона и стабилизации ценовой ситуации;

обеспечение взаимосвязи между структурными субъектами продовольственного рынка, способствующей свободному продвижению товаров, сырья и продовольствия и рациональному функционированию предприятий оптовой и розничной торговли

1.6. Основные задачи Программы

формирование правового пространства, способствующего улучшению регулирования торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием;

содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции местных производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия, в том числе при вывозе излишков сырья и продовольствия за пределы области;

содействие насыщению рынка региона доступными, безопасными и качественными продуктами питания;

содействие внедрению современных технологий в работу структурных субъектов продовольственного рынка;

предупреждение монополистической деятельности, недопущение создания финансово-административных барьеров при перемещении продовольственных товаров в торговые организации, ликвидация барьеров в межрегиональном обороте, предупреждение действий по заключению антиконкурентных соглашений и согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции

1.7. Сроки и этапы реализации Программы

2009 - 2011 годы

1.8. Исполнители основных мероприятий Программы

министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

министерство экономики Нижегородской области;

министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области;

министерство инвестиционной политики Нижегородской области;

департамент градостроительного развития территории Нижегородской области;

управление Федеральной службы по надзору в  сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека по Нижегородской   области (по  согласованию);

управление Федеральной службы по                      ветеринарному и  фитосанитарному  надзору  по Нижегородской области и Республики Марий Эл (по согласованию);

ФГУ "Нижегородский центр  стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию);

Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и  метрологии  (по  согласованию);

ООО "Нижегородский центр сертификации" (по согласованию);

Главное управление внутренних дел                      Нижегородской области (по согласованию);

комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области;

Нижегородский областной союз потребительских обществ (далее - Облпотребсоюз) (по согласованию);

управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (по согласованию);

комитет международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Нижегородской области;

органы местного самоуправления  Нижегородской области (по согласованию)


1.9. Объемы и источники финансирования Программы

млн. рублей

Наименование государственных заказчиков

Источники финансирования

Годы реализации Программы

Всего за период реализации Программы

2009

2010

2011

министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области

Всего, в том
 числе:

2814,8

3036,8

2795,8

8647,4

Капитальные вложения

578,9

620,0

665,0

1863,9

НИОКР

2,8

3,0

3,3

9,1

Прочие расходы

2233,1

2413,8

2127,5

6774,4

Областной бюджет

2814,8

3036,8

2795,8

8647,4

Капитальные вложения

578,9

620,0

665,0

1863,9

НИОКР

2,8

3,0

3,3

9,1

Прочие расходы

2233,1

2413,8

2127,5

6774,4

Федеральный бюджет

Капитальные вложения

НИОКР

Прочие расходы

Местный бюджет

Капитальные вложения

НИОКР

Прочие расходы

Прочие источники

Капитальные вложения

НИОКР

Прочие расходы


Примечание: объемы средств областного бюджета, которые предполагается направить на реализацию мероприятий Программы, подлежат уточнению ежегодно при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.

1.10. Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

1.11. Индикаторы достижения цели Программы

увеличение объема производства конкурентоспособной продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности до 74,2 %;

снижение темпов роста потребительских цен на продовольственные товары до                107,9 %;

доведение доли продукции местных производителей в организациях торговли до 70%;

потребление продуктов питания, составляющих основу жизнедеятельности и здоровья человека на душу населения,

в том числе:

мясо и мясопродукты - 70 кг

молоко и молочные продукты - 290 кг

овощи - 135 кг

Содержание проблемы

Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, определены приоритетные секторы экономики, на развитие которых Правительство Нижегородской области (далее - область, регион) должно направить усилия и ресурсы, в том числе производство и дистрибуция товаров массового спроса.

Направленность Правительства области на производство и дистрибуцию товаров массового спроса обусловлена следующими факторами:

- рынок производства товаров массового спроса характеризуется устойчивостью, маловероятны резкие спады и глубокие кризисы: 70 % рынка занимают продукты питания, являющиеся предметом первой необходимости;

- устойчиво растущий и стабильный спрос на продукты питания;

- низкие инвестиционные барьеры и барьеры на вход, относительно быстрая окупаемость инвестиций и высокий потенциал роста делают сектор привлекательным для инвесторов;

- уникальное географическое положение Нижегородской области с точки зрения доступа к масштабным потребительским рынкам;

- высокая степень развития розничных сетей современных форматов в населенных пунктах, находящихся в зоне транспортной доступности для предприятий и организаций Нижегородской области;

- значительный экспортный потенциал сокращает зависимость экономики от конъюнктуры внутреннего рынка;

- на территории Нижегородской области развиты отрасли, специализирующиеся на производстве товаров массового спроса, в том числе пищевая промышленность;

- в части районов области с ограниченными условиями для эффективного размещения предприятий и организаций приоритетных секторов экономики пищевая промышленность может стать основным катализатором роста;

- в регионе есть возможность производства необходимой для развития сектора сырьевой базы;

- развитие производства товаров массового спроса будет стимулировать рост других секторов экономики (например, рост требований к качеству сырья для пищевой промышленности приведет к повышению эффективности сельскохозяйственных производителей).

Развитие конкурентной среды на товарных рынках является одним из основных эффективных рыночных методов ограничения возможностей отдельных хозяйствующих субъектов негативно воздействовать на региональный товарный рынок и стимулирования производства товаров для удовлетворения спроса населения.

Для определения степени развития конкуренции на товарных рынках, выявления монополистов, определения наличия или отсутствия барьеров "входа и выхода" на рынок для потенциальных конкурентов, своевременного принятия мер необходимо систематическое проведение анализа товарного рынка. В настоящее время существует необходимость создания и ведения электронной базы данных о ценах на всех стадиях производства и реализации продукции, об уровне оптовых и торговых надбавок, оценки состояния удовлетворенности спроса населения и прочего. Для осуществления сбора достоверной информации, ее обобщения и хранении необходимо подготовить ряд нормативных региональных актов.

Анализ показывает, что потребительский рынок области характеризуется высоким уровнем цен и темпов инфляции на социально значимые продовольственные товары относительно других регионов Российской Федерации и Приволжского федерального округа.    

В настоящее время в Нижегородской области действуют два основных канала реализации потребительских товаров населению - это организации розничной торговли и рынки.

На сегодняшний день в регионе заметно снижается активность стихийных форм торговли. Это связано с тем, что происходит рост современной организованной торговой деятельности вследствие объединения и укрепления предприятий и приведения розничных рынков в соответствие с законодательной базой.

Насыщение продовольственного рынка Нижегородской области  качественными продуктами питания местного производства в значительной степени решит вопрос здоровой конкуренции на продовольственном рынке.

На протяжении последних лет сельскохозяйственное производство характеризовалось разнонаправленными тенденциями в производстве продукции - при сокращении производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях увеличивается производство продукции в малых формах хозяйствования на селе. В 1991 году доля хозяйств населения в производстве продукции сельского хозяйства составляла 34,5 %, в 2007 году - 46,3 %. На долю фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей приходится более 2 % производимой на территории области сельскохозяйственной продукции.

Объем производства сельскохозяйственной продукции предприятий всех форм собственности (в действующих ценах с учетом инфляции) вырос с 15,2 млрд. рублей в 2000 году до 36,1 млрд. рублей в 2007 году.

Основным направлением в сельском хозяйстве является животноводство, в структуре выручки за 2007 год оно занимает 61,7%, а растениеводство -30,2%.

В животноводстве основным является производство скота и птицы (в живом весе), выручка от реализации которого составляет 41,1%. Удельный вес выручки от реализации молока - 37,5%, от яйца - 20%.

В растениеводстве основным является производство зерна, удельный вес которого в выручке растениеводства занимает 60,6%, от овощей открытого грунта - 2,7%, от картофеля - 11,4%, от сахарной свеклы - 4,3%.

Динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции представлена в таблице 1.

     Таблица 1

Показатели

2000 год

2005 год

2006 год

2007 год

Процент к уровню 2000 года

Растениеводство

Зерно, тыс. тонн

1003,2

1011,3

1166,6

1046,3

104,3

Сахарная свекла, тыс. тонн

93,9

323,7

329,1

180,9

190

Картофель, тыс.тонн

705,8

845,3

903,8

735,5

104,2

Овощи, тыс.тонн

276,8

381,1

382,8

360,2

130,1

Животноводство

Мясо в реализации в живом весе, тыс. тонн               


144


134,3


130,8


125,9


87,4

Молоко, тыс. тонн    

846,7

642,9

623,6

640,6

75,7

Яйца, млн. шт.  

1133,6

1216,5

1192,4

1186,5

104,7


Основными производителями картофеля и овощей в среднесрочной перспективе остаются личные подсобные хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства. Рост объемов производства этих продуктов прогнозируется за счет увеличения посевных площадей, занятых овощными культурами и картофелем, в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Область может обеспечивать себя большей частью продуктов питания при соответствующей организации необходимых производств и бюджетного финансирования.

Потребление основных продуктов питания в расчете на душу населения Нижегородской области в 2007 году по сравнению с 2000 годом увеличилось по фруктам и ягодам  в 2,2 раза, по рыбе и рыбопродуктам -на 55 %, мясу и мясопродуктам - на 55,9 %, растительному маслу - на 11 %, овощам и бахчевым культурам - на 54,7 %, картофелю - на 4,3 %,  молоку и молокопродуктам - на 7,9 %. Потребление сахара, яиц, хлебных продуктов снизилось по сравнению с 2000 годом на 6-17 процентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»