ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2008 года № 461
В соответствии с распоряжением Губернатора Нижегородской области от 16 мая 2008 года № 626-р "О разработке региональной программы развития конкуренции на продовольственном рынке Нижегородской области" в целях формирования конкурентной среды на продовольственном рынке Нижегородской области, стабилизации ситуации на рынке социально значимых товаров Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Нижегородской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, предприятиям, учреждениям и организациям Нижегородской области принять участие в реализации Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице - губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по развитию научно - производственного и экономического потенциала В.В.Клочая
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор В.П.Шанцев
Региональная программа
"Развитие конкуренции на продовольственном рынке
Нижегородской области" на 2009-2011 годы
(далее - Программа)
1.1. Наименование Программы | региональная программа "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Нижегородской области" на 2009 - 2011 годы |
1.2. Основание для разработки Программы | протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 22 октября 2007 года N ВЗ-П9-10пр; распоряжение Губернатора Нижегородской области от 16 мая 2008 года № 626-р "О разработке региональной программы развития конкуренции на продовольственном рынке Нижегородской области" |
1.3. Государственный заказчик Программы | министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области |
1.4. Основные разработчики Программы | министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство экономики Нижегородской области |
1.5. Цели Программы | развитие свободной конкуренции посредством создания благоприятных условий, обеспечивающих эффективное функционирование рынка продовольственных товаров, способствующих продовольственной независимости региона и стабилизации ценовой ситуации; обеспечение взаимосвязи между структурными субъектами продовольственного рынка, способствующей свободному продвижению товаров, сырья и продовольствия и рациональному функционированию предприятий оптовой и розничной торговли |
1.6. Основные задачи Программы | формирование правового пространства, способствующего улучшению регулирования торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием; содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции местных производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия, в том числе при вывозе излишков сырья и продовольствия за пределы области; содействие насыщению рынка региона доступными, безопасными и качественными продуктами питания; содействие внедрению современных технологий в работу структурных субъектов продовольственного рынка; предупреждение монополистической деятельности, недопущение создания финансово-административных барьеров при перемещении продовольственных товаров в торговые организации, ликвидация барьеров в межрегиональном обороте, предупреждение действий по заключению антиконкурентных соглашений и согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции |
1.7. Сроки и этапы реализации Программы | 2009 - 2011 годы |
1.8. Исполнители основных мероприятий Программы | министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство экономики Нижегородской области; министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области; министерство инвестиционной политики Нижегородской области; департамент градостроительного развития территории Нижегородской области; управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (по согласованию); управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республики Марий Эл (по согласованию); ФГУ "Нижегородский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию); Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (по согласованию); ООО "Нижегородский центр сертификации" (по согласованию); Главное управление внутренних дел Нижегородской области (по согласованию); комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области; Нижегородский областной союз потребительских обществ (далее - Облпотребсоюз) (по согласованию); управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (по согласованию); комитет международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Нижегородской области; органы местного самоуправления Нижегородской области (по согласованию) |
1.9. Объемы и источники финансирования Программы
млн. рублей
Наименование государственных заказчиков | Источники финансирования | Годы реализации Программы | Всего за период реализации Программы | ||
2009 | 2010 | 2011 | |||
министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области | Всего, в том | 2814,8 | 3036,8 | 2795,8 | 8647,4 |
Капитальные вложения | 578,9 | 620,0 | 665,0 | 1863,9 | |
НИОКР | 2,8 | 3,0 | 3,3 | 9,1 | |
Прочие расходы | 2233,1 | 2413,8 | 2127,5 | 6774,4 | |
Областной бюджет | 2814,8 | 3036,8 | 2795,8 | 8647,4 | |
Капитальные вложения | 578,9 | 620,0 | 665,0 | 1863,9 | |
НИОКР | 2,8 | 3,0 | 3,3 | 9,1 | |
Прочие расходы | 2233,1 | 2413,8 | 2127,5 | 6774,4 | |
Федеральный бюджет | |||||
Капитальные вложения | |||||
НИОКР | |||||
Прочие расходы | |||||
Местный бюджет | |||||
Капитальные вложения | |||||
НИОКР | |||||
Прочие расходы | |||||
Прочие источники | |||||
Капитальные вложения | |||||
НИОКР | |||||
Прочие расходы |
Примечание: объемы средств областного бюджета, которые предполагается направить на реализацию мероприятий Программы, подлежат уточнению ежегодно при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
1.11. Индикаторы достижения цели Программы | увеличение объема производства конкурентоспособной продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности до 74,2 %; снижение темпов роста потребительских цен на продовольственные товары до 107,9 %; доведение доли продукции местных производителей в организациях торговли до 70%; потребление продуктов питания, составляющих основу жизнедеятельности и здоровья человека на душу населения, в том числе: мясо и мясопродукты - 70 кг молоко и молочные продукты - 290 кг овощи - 135 кг |
Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, определены приоритетные секторы экономики, на развитие которых Правительство Нижегородской области (далее - область, регион) должно направить усилия и ресурсы, в том числе производство и дистрибуция товаров массового спроса.
Направленность Правительства области на производство и дистрибуцию товаров массового спроса обусловлена следующими факторами:
- рынок производства товаров массового спроса характеризуется устойчивостью, маловероятны резкие спады и глубокие кризисы: 70 % рынка занимают продукты питания, являющиеся предметом первой необходимости;
- устойчиво растущий и стабильный спрос на продукты питания;
- низкие инвестиционные барьеры и барьеры на вход, относительно быстрая окупаемость инвестиций и высокий потенциал роста делают сектор привлекательным для инвесторов;
- уникальное географическое положение Нижегородской области с точки зрения доступа к масштабным потребительским рынкам;
- высокая степень развития розничных сетей современных форматов в населенных пунктах, находящихся в зоне транспортной доступности для предприятий и организаций Нижегородской области;
- значительный экспортный потенциал сокращает зависимость экономики от конъюнктуры внутреннего рынка;
- на территории Нижегородской области развиты отрасли, специализирующиеся на производстве товаров массового спроса, в том числе пищевая промышленность;
- в части районов области с ограниченными условиями для эффективного размещения предприятий и организаций приоритетных секторов экономики пищевая промышленность может стать основным катализатором роста;
- в регионе есть возможность производства необходимой для развития сектора сырьевой базы;
- развитие производства товаров массового спроса будет стимулировать рост других секторов экономики (например, рост требований к качеству сырья для пищевой промышленности приведет к повышению эффективности сельскохозяйственных производителей).
Развитие конкурентной среды на товарных рынках является одним из основных эффективных рыночных методов ограничения возможностей отдельных хозяйствующих субъектов негативно воздействовать на региональный товарный рынок и стимулирования производства товаров для удовлетворения спроса населения.
Для определения степени развития конкуренции на товарных рынках, выявления монополистов, определения наличия или отсутствия барьеров "входа и выхода" на рынок для потенциальных конкурентов, своевременного принятия мер необходимо систематическое проведение анализа товарного рынка. В настоящее время существует необходимость создания и ведения электронной базы данных о ценах на всех стадиях производства и реализации продукции, об уровне оптовых и торговых надбавок, оценки состояния удовлетворенности спроса населения и прочего. Для осуществления сбора достоверной информации, ее обобщения и хранении необходимо подготовить ряд нормативных региональных актов.
Анализ показывает, что потребительский рынок области характеризуется высоким уровнем цен и темпов инфляции на социально значимые продовольственные товары относительно других регионов Российской Федерации и Приволжского федерального округа.
В настоящее время в Нижегородской области действуют два основных канала реализации потребительских товаров населению - это организации розничной торговли и рынки.
На сегодняшний день в регионе заметно снижается активность стихийных форм торговли. Это связано с тем, что происходит рост современной организованной торговой деятельности вследствие объединения и укрепления предприятий и приведения розничных рынков в соответствие с законодательной базой.
Насыщение продовольственного рынка Нижегородской области качественными продуктами питания местного производства в значительной степени решит вопрос здоровой конкуренции на продовольственном рынке.
На протяжении последних лет сельскохозяйственное производство характеризовалось разнонаправленными тенденциями в производстве продукции - при сокращении производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях увеличивается производство продукции в малых формах хозяйствования на селе. В 1991 году доля хозяйств населения в производстве продукции сельского хозяйства составляла 34,5 %, в 2007 году - 46,3 %. На долю фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей приходится более 2 % производимой на территории области сельскохозяйственной продукции.
Объем производства сельскохозяйственной продукции предприятий всех форм собственности (в действующих ценах с учетом инфляции) вырос с 15,2 млрд. рублей в 2000 году до 36,1 млрд. рублей в 2007 году.
Основным направлением в сельском хозяйстве является животноводство, в структуре выручки за 2007 год оно занимает 61,7%, а растениеводство -30,2%.
В животноводстве основным является производство скота и птицы (в живом весе), выручка от реализации которого составляет 41,1%. Удельный вес выручки от реализации молока - 37,5%, от яйца - 20%.
В растениеводстве основным является производство зерна, удельный вес которого в выручке растениеводства занимает 60,6%, от овощей открытого грунта - 2,7%, от картофеля - 11,4%, от сахарной свеклы - 4,3%.
Динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели | 2000 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | Процент к уровню 2000 года |
Растениеводство | |||||
Зерно, тыс. тонн | 1003,2 | 1011,3 | 1166,6 | 1046,3 | 104,3 |
Сахарная свекла, тыс. тонн | 93,9 | 323,7 | 329,1 | 180,9 | 190 |
Картофель, тыс.тонн | 705,8 | 845,3 | 903,8 | 735,5 | 104,2 |
Овощи, тыс.тонн | 276,8 | 381,1 | 382,8 | 360,2 | 130,1 |
Животноводство | |||||
Мясо в реализации в живом весе, тыс. тонн |
|
|
|
|
|
Молоко, тыс. тонн | 846,7 | 642,9 | 623,6 | 640,6 | 75,7 |
Яйца, млн. шт. | 1133,6 | 1216,5 | 1192,4 | 1186,5 | 104,7 |
Основными производителями картофеля и овощей в среднесрочной перспективе остаются личные подсобные хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства. Рост объемов производства этих продуктов прогнозируется за счет увеличения посевных площадей, занятых овощными культурами и картофелем, в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Область может обеспечивать себя большей частью продуктов питания при соответствующей организации необходимых производств и бюджетного финансирования.
Потребление основных продуктов питания в расчете на душу населения Нижегородской области в 2007 году по сравнению с 2000 годом увеличилось по фруктам и ягодам в 2,2 раза, по рыбе и рыбопродуктам -на 55 %, мясу и мясопродуктам - на 55,9 %, растительному маслу - на 11 %, овощам и бахчевым культурам - на 54,7 %, картофелю - на 4,3 %, молоку и молокопродуктам - на 7,9 %. Потребление сахара, яиц, хлебных продуктов снизилось по сравнению с 2000 годом на 6-17 процентов.