2.1. Содержание проблемы
Жилищный фонд в Нижегородской области составляет около 76,3 млн.кв. метров общей площади жилых помещений. Наибольшую долю аварийного жилищного фонда составляют многоквартирные (малоэтажные) дома, в основном являющиеся муниципальной собственностью. На 1 января 2007 года 671 многоквартирный дом, расположенный на территории области, признан аварийным. Площадь данных домов, подлежащая расселению, составляет 131,9 тыс.кв. метров, что составляет 0,17% от общей площади жилищного фонда в Нижегородской области.
Наибольшая доля жилых помещений, признанных аварийными, находится в Балахнинском районе (27,3 тыс.кв.метров), в Борском районе (12,8 тыс. кв. метров) и Выксунском районе (9,2 тыс.кв.метров).
На основании вышеизложенного следует, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из самых острых социальных проблем. Основную часть аварийных жилых помещений занимают граждане по договору социального найма, а жилые помещения являются муниципальной собственностью. На сегодняшний день органы местного самоуправления не в состоянии самостоятельно за счет местных бюджетов решить проблемы, связанные с переселением граждан из аварийного муниципального жилищного фонда, в связи с чем почти прекращена работа по признанию домов аварийными и непригодными для проживания и переселения граждан в благоприятные жилищные условия. Переселение граждан только за счет средств местных бюджетов, особенно в непривлекательных для инвесторов населенных пунктах, затянется на долгие годы. Поэтому решить данную проблему необходимо программным методом.
Проблемы ветшания жилищного фонда, переходящего в его аварийность, ликвидации последствий аварийных ситуаций, формирования финансовых средств и резервов для своевременного проведения комплекса планово-предупредительных мероприятий должны стать проблемами государства и органов местного самоуправления и решаться ими в первоочередном порядке.
2.2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является улучшение условий проживания граждан путем переселения из многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2007 года.
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащего функционирования системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого (в том числе приватизированного) помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не только собственника этого помещения. Тем самым, признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы с жильем, непригодным для проживания.
Для достижения поставленной цели планируется решить основную задачу по привлечению финансовых ресурсов для успешной реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Программа предусматривает наличие разработанных и утвержденных муниципальных программ, которые не противоречат условиям Программы, учитывают правовую базу Программы и совместно с Программой обеспечивают решение проблемы переселения граждан.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
(Пункт 2.3.- в ред. постановления Правительства
области от 29.04.2010 № 249- см. предыдущую редакцию)
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых будет осуществляться в 2009-2010 годах.
Программа будет посвящена реализации задачи по привлечению финансовых ресурсов для успешной реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, решение которой будет заключаться в перечислении субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, переселяемых в рамках региональных адресных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
2.4. Порядок формирования и распределения субсидий муниципальным
образованиям Нижегородской области, участвующим в региональных
адресных программах по переселению граждан из аварийного
жилищного фонда
Общий объем субсидий, необходимых для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в многоквартирных домах по договорам социального найма, рассчитывается на основании цены приобретения жилых помещений на первичном (вторичном) рынке жилья (стоимости строительства 1 квадратного метра жилых помещений) и дополнительной площади жилого помещения, необходимой для улучшения жилищных условий граждан.
Размер дополнительной площади жилого помещения рассчитывается для граждан, проживающих в многоквартирных домах по договорам социального найма и занимающих жилые помещения ниже социальной нормы предоставления жилого помещения в рамках Программы, и составляет разницу между площадью жилого помещения по социальной норме предоставления, и занимаемой площадью жилого помещения в аварийных многоквартирных домах.
Социальная норма предоставления жилого помещения в рамках Программы устанавливается в размере:
на одного человека - 33 кв.метра;
на двоих человек - 42 кв.метра;
на трех и более человек - по 18 кв. метров на 1 человека.
Предоставление жилых помещений гражданам, проживающим в многоквартирных домах по договорам социального найма, может осуществляться по норме ниже социальной нормы предоставления жилого помещения в рамках Программы, но не менее нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной на территории муниципальных образований, участвующих в реализации Программы.
Финансовая поддержка за счет средств областного бюджета муниципальным образованиям предоставляется в виде субсидий при наличии муниципальных программ и при условии долевого финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда, указанного в Программе, за счет средств местных бюджетов.
Размеры долевого финансирования за счет средств местных бюджетов определяются в соответствии с порядком, предусмотренным в региональных адресных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Порядок расходования субсидий, направляемых из областного бюджета в местные бюджеты для оказания финансовой поддержки в рамках региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждается Правительством Нижегородской области.