Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Покупайте нижегородское" на 2009-2012 годы (с изменениями на 18 сентября 2012 года)

2.1. Содержание проблемы

В Нижегородской области (далее - Нижегородская область, область, регион) активно развивается сетевая розничная торговля. Магазины сетевой торговли становятся всё более популярными у большого числа покупателей, то есть они переходят из разряда новинок в разряд традиционных мест покупок.

В настоящее время в регионе представлены торговые сети как местные, так и российские, а также международные. Наиболее активно в 2006-2007 годах в Нижегородской области развивались российские торговые сети "Тандем" (магазины "Магнит"), "Копейка-Поволжье" (магазины "Копейка"), "Сладкая жизнь НН" нижегородский филиал; "Х5 Ритейл Групп" (магазины "Перекресток" и "Пятёрочка"), всего создано около 200 магазинов. Розничные сети активно осваивают и территорию города Нижнего Новгорода и районы области.

Открыты два крупных магазина петербургской торговой сети "Лента", еще два - "Карусель" московской торговой сети "Русель-М", магазин "Реал-гипермаркет", магазин "МЕТРО Кеш энд Кери" - центры мелкооптовой торговли германской компании МЕТРО, два - строительных товаров германской компании "ОБИ".

Рынок розничной торговли области, как и других регионов России привлекателен иностранным ритейлерам по нескольким причинам:

- благоприятное развитие общеэкономической ситуации;

- успешный опыт иностранных компаний;

- недостаточная насыщенность рынка.

В настоящее время на территории Нижегородской области действует 19 торговых продовольственных сетевых компаний, из них: (Абзац восьмой- в ред. постановления Правительства области от 25.02.2010 № 92- см. предыдущую редакцию)

- 11 региональных компаний (ООО "Калинка", ООО "Продукт-Сервис", ООО "Райцентр", ЗАО "Нижегородский торговый союз", ООО "ТД "Народный", ООО "Компания "САЮС", ООО "СТЭКС", ООО "Точка", ООО "Сезон", ООО "Альт - НН", ООО "ЦДМ Мясновъ"); (Абзац девятый- в ред. постановления Правительства области от 25.02.2010 № 92- см. предыдущую редакцию)

- 5 федеральных компаний (ООО "Сладкая жизнь Н.Н." - Волго-Вятский "Х 5 Ритейл Групп", ООО "Тандем", ООО "Копейка-Поволжье", ООО "Лента", ЗАО "Доринда"); (Абзац десятый- в ред. постановления Правительства области от 25.02.2010 № 92- см. предыдущую редакцию)

- 3 международные компании (ООО "МЕТРО Кеш энд Кери) - Германия, ООО "Ашан" - Франция, ООО "Реал-гипермаркет" - Германия). (Абзац одиннадцатый- в ред. постановления Правительства области от 25.02.2010 № 92- см. предыдущую редакцию)

В настоящее время на территории Нижегородской области отмечается следующее:

- отсутствие производства отдельных групп товаров и их ввоз из других регионов;

- сокращение количества несетевых магазинов и увеличение доли сетевых розничных магазинов;

- низкий удельный вес продуктов питания местного производства в товарообороте розничных сетей (от 30 до 40%);

- неудовлетворительное качество сырья и высокая его стоимость характерны для организаций мясной, молочной, мукомольной промышленности;

- недостаточное внимание местных товаропроизводителей к продвижению своей продукции, а также созданию собственных торговых марок и управлению ими;

- независимость наличия ассортимента в магазинах районов Нижегородской области от маркетинговой и ассортиментной политики организаций оптовой торговли и дистрибьюторов.

Важнейшей проблемой, характерной и для других регионов России, является существующая практика взаимодействия товаропроизводителей и организаций сетевой розничной торговли.

Основными недостатками в сотрудничестве между нижегородскими товаропроизводителями и розничными сетями являются:

- требование платы за каждое новое наименование продукции или ассортимента со стороны сетей;

- предложение невыгодных условий оплаты;

- отсутствие собственной системы доставки товара со стороны товаропроизводителей;

- отсутствие на товарах штрих-кодов и даты изготовления со стороны товаропроизводителей;

- использование непрезентабельной упаковки и неудобной для покупателей расфасовки товара со стороны товаропроизводителей;

- неизвестность торговых марок, отсутствие промо-акций, рекламы;

- отсутствие грамотной маркетинговой и ассортиментной политики со стороны товаропроизводителей;

- нарушение условий договоров по объемам и срокам поставок, качеству и ассортименту продукции со стороны товаропроизводителей.

Производители опасаются, что развитие розничных сетей приведёт к разорению средних и малых производителей. В начале становления сетевой розничной торговли они стремились представить свой товар на полках магазина. Их привлекала возможность структурированной торговли, гарантированный сбыт значительных объёмов продукции, упрощение работы, присутствие на полках в современных магазинах рассматривалось как маркетинговый приём. В результате производители соглашались на условия торговых сетевых компаний (ритейлеров), в том числе на значительные уступки в цене.