Бюджетная политика в области расходов на 2009-2011 годы направлена на практическое внедрение в процесс бюджетного планирования бюджетирования, ориентированного на результат, и на применение современных методов финансового менеджмента в бюджетном секторе.
В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета, начиная с 2009 года областной бюджет будет формироваться на трехлетний период.
Повышение эффективности бюджетных расходов и качества предоставляемых услуг будет обеспечено за счет проведения следующих мероприятий:
- оценка потребности в бюджетных услугах и их предоставление в соответствии с утвержденными стандартами;
- разработка и внедрение отраслевых систем оплаты труда, учитывающих квалификацию и профессиональный уровень работников бюджетной сферы;
- повышение заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с Концепцией повышения средней заработной платы работников бюджетной сферы Нижегородской области до среднеобластного уровня: в 2009 году ставка 1 разряда Единой тарифной сетки будет увеличена до 3000 рублей, что позволит довести среднюю заработную плату работников бюджетной сферы за 9 месяцев 2009 года до уровня среднемесячной заработной платы работающих в целом по Нижегородской области за соответствующий период 2008 года; начиная с 2010 года расходы на оплату труда работников бюджетной сферы Нижегородской области будут предусматриваться исходя из уровня среднемесячной заработной платы работающих в целом по Нижегородской области за предыдущий финансовый год;
- обеспечение поэтапного перехода к одноканальному финансированию в здравоохранении;
- переход на подушевые нормативы бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений;
- повышение качества принимаемых областных целевых программ, обеспечение их увязки со стратегическими направлениями развития области, использование механизмов оценки эффективности бюджетных целевых программ и алгоритма корректировки объемов бюджетных средств по результатам этой оценки.
Повышение эффективности функционирования системы органов исполнительной власти Нижегородской области и подведомственных им бюджетных учреждений будет осуществляться за счет:
- реализации мероприятий административной реформы;
- использования системы показателей для оценки деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, в том числе направленной на реализацию Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года;
- совершенствования практики применения докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности;
- внедрения системы мониторинга качества финансового менеджмента, включающего в себя анализ и оценку совокупности процессов и процедур, обеспечивающих результативность использования субъектами бюджетного планирования областного бюджета бюджетных средств и охватывающей все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит).
Особенности формирования отдельных направлений расходов областного бюджета и приоритеты бюджетных расходов.
В соответствии с основной целью бюджетной политики на 2009-2011 годы определяются следующие приоритеты бюджетных расходов:
- повышение заработной платы работникам бюджетной сферы;
- реализация мер социальной поддержки населения;
- предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области;
- реализация приоритетных национальных проектов;
- дальнейший рост расходов инвестиционного характера;
- перевод натуральных льгот в денежную форму.
Расходы инвестиционного характера в 2009-2011 годах будут сосредоточены в рамках реализации областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2009-2011 годы".
Будет продолжена практика поддержки реального сектора экономики, в том числе, агропромышленного комплекса, посредством компенсации части процентных ставок по кредитам, получаемым в коммерческих банках.
Максимальный прогнозируемый рост тарифов в 2009 году составит:
на тепловую энергию, вырабатываемую котельными, - 30%;
на тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, - 30%;
на электрическую энергию, реализуемую бюджетным потребителям, - 25%;