Действующий

Об утверждении долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан на территории Нижегородской области до 2020 года (с изменениями на 12 марта 2009 года)

     1.2. Существующее состояние рынка жилья


Объем жилищного фонда в Нижегородской области по состоянию на январь 2007 г. составлял 75,6 млн.кв.м, в том числе:

75% от общего объема приходится на жилищный фонд в городских поселениях, 25% от общего объема - в сельской местности, что свидетельствует о значительной урбанизации населения в Нижегородской области;

80% общего объема жилищного фонда области находится в собственности граждан (при этом у значительной доли собственников отсутствуют достаточные средства на содержание своего жилья и они не готовы принимать на себя ответственность и расходы по эксплуатации многоквартирных домов);

20% общего объема жилищного фонда находится в государственной и муниципальной собственности (в основном это жилье, предоставленное гражданам в разное время по договорам социального найма без учета их имущественного положения, независимо от уровня доходов проживающих там граждан). Бремя содержания такого жилья несут местные бюджеты, что приводит к неэффективному использованию их ограниченных финансовых ресурсов и не способствует увеличению жилья, предназначенного для социального найма.

Жилищный фонд в Нижегородской области имеет следующую структуру: по типу застройки - 30,2% - индивидуальное жилье, 69,8% -многоэтажная застройка.

Степень износа жилищного фонда по состоянию на январь 2007 года характеризовалась следующими показателями (по площади жилых помещений):

- минимальный износ (от 0 до 30%) имеет 66,6 % жилищного фонда;

- износ от 31 до 65%, имеет 29,3% жилищного фонда (это жилищный фонд, требующий ремонта либо модернизации);

- износ от 66 до 70% имеет 2,8% жилищного фонда (при данном проценте износа обязательным является проведение капитального ремонта либо модернизации жилищного фонда, либо его сноса);

- критическую степень износа свыше 70% имеет 1,3% жилищного фонда.

Строительство жилья характеризуется следующими показателями: в 2006 году введено в эксплуатацию 826 тыс.кв.м жилья, что составляет 116,1% к объему 2005 года.

Ввод жилья на душу населения по районам Нижегородской области неравномерен. По итогам 2006 года в среднем по области введено 0,24 кв.м на человека, при разбросе от 0,01 кв.м на человека в Сергачском районе до 0,94 кв.м в Арзамасском районе.

Объемы ввода жилья во многих районах Нижегородской области не отвечают существующей потребности, что обусловлено не только объективными социально-экономическими факторами, но и рядом субъективных факторов, включая качество управления жилищным фондом на уровне органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.

Одним из факторов, сдерживающих рост темпов строительства жилья, является ресурсное ограничение строительного комплекса. Развитие строительного комплекса ограничивается: изношенностью производственных мощностей, низкой конкурентоспособностью ряда отечественных строительных материалов, недостаточным уровнем внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов, дефицитом квалифицированных кадров на всех уровнях. Кроме того, по оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области износ основных фондов в промышленности строительных материалов составляет около 44%.

Для того, чтобы обеспечить ежегодный ввод жилья на уровне 3,5 млн. кв.м (в расчете 1 квадратный метр на 1 человека), необходимо увеличить темпы оснащения земельных участков инженерной инфраструктурой (примерно в 5 раз).

Стоимость жилья в Нижегородской области продолжает расти. Начиная с 2002 года стоимость жилья росла в среднем на 10% в год - с 11357 рублей/кв.м в 2002 году до 44738 рублей/кв.м в 2007 году. Самый существенный скачок цен за последние 5 лет произошел в 2006 году - на 100%, по итогам первого квартала 2007 года цены выросли на 6,8% по сравнению с концом 2006 года и составили 40900 тысяч рублей на первичном рынке и 41900 тысяч рублей на вторичном рынке жилья. При этом темпы роста доходов населения существенно ниже темпов роста цен на жилье.

Серьезной проблемой жилищного рынка является то, что циклы роста спроса и предложения на жилье не совпадают. Спрос растет достаточно интенсивно (в 2005-2006 году в Нижегородской области спрос стимулировался ростом доходов населения, развитием ипотеки, падением курса доллара и отсутствием адекватных финансовых инструментов вложения накопленных средств), а рост объемов предложения обеспечивается с существенной задержкой (1-3 года). Иными словами, основная причина опережающего роста цен - дисбаланс спроса и предложения на рынке жилья. Кроме того, отсутствие стабильности на жилищном рынке формирует тенденцию роста объемов жилья, приобретаемого в инвестиционных целях, а существующий дисбаланс спроса и предложения приводит к ориентации рынка преимущественно на высокодоходные группы населения.

Как показывает общемировая практика, чем менее прогнозируемы тенденции спроса и предложения, тем выше цены на жилье.

Несмотря на рост объемов ипотечного жилищного кредитования (в 2006 году выдано ипотечных кредитов на сумму 3,6 млрд. рублей, что почти в 2 раза превышает прогнозный показатель), ориентация на ипотечные механизмы приобретения жилья в собственность не позволила существенно повысить доступность жилья.

Уровень доходов населения и цен на рынке жилья не позволяют приобрести жилье практически 85% населения Нижегородской области, желающим улучшить жилищные условия.

Серьезной проблемой является предоставление жилья в социальный наем малообеспеченным слоям населения. Обязательства по предоставлению муниципального жилья имеются почти перед 57 тыс. семей. Основными проблемами в этой сфере являются отсутствие финансовых возможностей у органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области для строительства и приобретения жилья для предоставления в социальный наем, а также переход части жилых помещений из муниципального жилищного фонда в собственность граждан в связи с проведением до 2010 года бесплатной приватизации жилья, предоставленного по договору социального найма.