Стратегической задачей Правительства Нижегородской области является стимулирование интенсивного развития строительного комплекса темпами, превышающими средний промышленный рост в период с 2008 по 2020 год (не менее 12% в год).
Для обеспечения интенсивного развития строительного комплекса должны быть решены следующие основные проблемы:
дефицит производственных мощностей;
низкая конкурентоспособность ряда отечественных строительных материалов;
недостаточный уровень внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов;
дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях.
Для этого государственная поддержка будет осуществляться по следующим ключевым направлениям:
4.2.1. Содействие развитию исследований и разработок инновационных технологий:
- эффективное использование сырьевых ресурсов на базе фундаментальных и прикладных научных исследований с использованием приоритетных технических решений, достижений в области машиностроения, химии, нано- и биотехнологий, лазерных и информационных технологий;
- создание конкурентоспособных по качеству и цене типов зданий, материалов и изделий с учетом требований безопасности, энергоэффективности, ресурсосбережения, эргономики, гигиены;
- повышение степени использования местного сырья в производстве строительных материалов;
- расширение утилизации и использования в производстве строительных материалов техногенных отходов.
Для обеспечения выполнения исследований и разработки инновационных технологий в строительном комплексе будет оказываться государственная поддержка развития опытно-конструкторской и экспериментальной базы производства строительных материалов и изделий.
4.2.2. Содействие модернизации производства и внедрению инноваций:
- предоставление организациям государственных гарантий и субсидирование процентной ставки по кредитам, направляемым на модернизацию, реконструкцию и развитие производств строительных материалов и изделий в соответствии с государственными приоритетами по развитию территорий;
- развитие механизмов субсидирования лизинговых платежей.
4.2.3. Содействие кадровому обеспечению строительного комплекса:
- разработка и внедрение современных программ обучения;
- формирование государственного заказа на подготовку необходимых специалистов;
- восстановление и развитие учебных центров по подготовке на новой технической основе высококвалифицированных рабочих строительных специальностей и младшего звена технического персонала;
- развитие подготовки инженерных кадров по конструированию и проектированию оборудования, оснастки и инструментов для строительной индустрии;
- привлечение иностранных строительных организаций в строительный комплекс области.
4.2.4. Стимулирование развития энергосбережения в строительном комплексе
В целом ускоренные темпы роста объемов жилищного строительства до 2015 года соответствуют темпам роста производства тепловой и электрической энергии, заложенным в оптимистический сценарий Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 1234-р (далее - Энергетическая стратегия). В то же время, без учета снижения энергозатрат и теплопотерь в новом жилищном фонде в период с 2015 по 2020 год прогнозируется существенный рост энергопотребления жилищного фонда, превышающий темпы роста производства тепловой и электрической энергии на 13%.
Однако необходимо учитывать, что тепло- и энергопотребление вновь возводимого жилья уже сегодня существенно (до 30%) ниже тепло- и энергопотребления в существующем жилищном фонде. Учитывая, что к 2015 году прогнозируется, что не менее трети жилых домов в структуре жилищного фонда составят дома, возведенные в период с 2008 по 2015 год, превышение тепло- и энергопотребления жилищного фонда показателей Энергетической стратегии будет менее существенным и составит не более 4%.
Тем не менее, для достижения соответствия темпов строительства жилья темпам роста производства тепловой и электрической энергии в период с 2010 по 2020 год должен быть реализован комплекс мер по повышению энергоэффективности жилищного фонда, включающий:
- капитальный ремонт и модернизацию существующего жилищного фонда с применением энергосберегающих технологий;
- предоставление преференций, в том числе налоговых, при применении энергосберегающих технологий при строительстве жилья;
- обеспечение надежности коммунальной инфраструктуры путем строительства и модернизации, исключающей потери энергии;