С целью создания устойчивой системы обеспечения граждан жильем, отвечающим по качеству уровню развития национальной экономики, государственная жилищная политика в Нижегородской области должна реализовываться в два этапа:
1 этап (2008-2014 годы)
В этот период будет завершена реализация ФЦП "Жилище" в действующей редакции. При этом с целью правового обеспечения предусмотренных Стратегией механизмов, обеспечивающих массовое строительство жилья для всех категорий граждан, необходимо разработать и принять целый ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства Нижегородской области в этой сфере.
Первоочередные задачи 1 этапа:
- увеличение объемов ввода жилья до 3,5 млн. кв. метров в год;
- погашение задолженности по капитальному ремонту жилищного фонда и коммунальных сетей, снос аварийного жилого фонда, существующего по состоянию на 1 января 2007 года;
- совершенствование механизмов жилищного финансирования в рамках реализации механизмов, предусмотренных ФЦП "Жилище", и завершение реализации федеральной целевой программы для ее участников;
- отработка организационно-правовых механизмов развития рынка жилья в рамках реализации экспериментальных и пилотных проектов;
- завершение разработки и принятия градостроительной документации;
- завершение этапа приватизации муниципального и государственного жилищного фонда;
- завершение паспортизации жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры с учетом их технического состояния;
- введение экономически обоснованной платы за наем жилья;
- легализация рынка найма жилья;
- совершенствование нормативно-правовой базы, необходимой для реализации Стратегии;
- введение механизмов долгосрочного кредитования органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области на строительство и приобретение объектов муниципального жилищного фонда;
- стимулирование развития институтов рефинансирования кредитов, полученных органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области на строительство и приобретение муниципального жилищного фонда;
- субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным на строительство и приобретение жилья, предоставляемого в наем, за счет средств областного бюджета.
За 2008-2014 годы будет ликвидирован аварийный жилищный фонд, сложившийся на 1 января 2007 года в объеме 1,4 млн. кв. метров, за счет средств областного бюджета в размере 39,9 млрд. руб. Кроме того, за этот период должны быть выполнены обязательства по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, требующих капитального ремонта, по состоянию на 1 января 2007 года.
2 этап (2015-2020 годы)
На втором этапе реализации Стратегии необходимо, в первую очередь, обеспечить ввод жилья на уровне 1 кв. метр на человека в год. С учетом разработки и принятия градостроительной документации на 1 этапе реализации Стратегии, в период с 2015 по 2020 годы в полной мере должны заработать механизмы комплексного освоения территорий. Также на втором этапе необходимо обеспечить широкое применение и эффективную работу института найма жилья на рыночных условиях. Предусмотренные Стратегией механизмы адресной поддержки населения должны будут уточняться в связи с ростом доходов населения, увеличением объемов строительства, развитием ипотечного рынка.
На втором этапе необходимо обеспечить широкое применение механизма земельной ипотеки.
Первоочередные задачи 2 этапа:
- комплексное освоение новых территорий, развитие застроенных территорий в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;
- развитие земельной ипотеки;
- развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
- выполнение обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством;
- дальнейшее развитие муниципального и государственного жилищного фонда социального найма, в том числе за счет нового строительства;
- широкое применение коммерческого найма жилья;