Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2008-2009 годы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

В рамках предыдущей Программы в 2005-2007 годах управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Нижегородской области (далее - УФСКН) удалось скоординировать деятельность, направленную на профилактику наркомании всех заинтересованных департаментов и ведомств, общественных организаций и традиционных религиозных конфессий. В результате в первом полугодии 2007 года было проведено 248 мероприятий, направленных на профилактику наркомании (за 2005 год - 753, 2006 год - 758).

С целью формирования в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, пропаганды здорового образа жизни, максимального вовлечения детей, подростков и молодежи в занятие спортом сотрудниками УФСКН совместно с комитетом по развитию спорта Нижегородской области, Нижегородским региональным объединением ВФСО "Динамо", комитетом по культуре Нижегородской области, департаментом образования Нижегородской области были организованы и проведены наиболее результативные широкомасштабные профилактические акции антинаркотической направленности: "Мальчишник - IV" , "В XXI век без наркотиков", "Молодежь выбирает здоровье", "Кино против наркотиков", "Волна здоровья "Займись собой",  "Неприкосновенный запас - дети Отчизны", "Динамо детям России". Необходимо отметить, что все мероприятия консолидировались традиционным телемарафоном "Всем миром против наркоагрессии", проводившимся 26 июня 2005 года, 1 мая 2006 года, 30 июня 2007 года.

Данная Программа представляет собой систему мероприятий по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее - НС и ПВ) и их незаконного оборота, осуществляемых органами государственной власти в целях реализации государственной антинаркотической политики на территории  Нижегородской области.

Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что современная ситуация в Нижегородской области характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления НС и ПВ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, правопорядку, а также безопасности граждан.

По официальным данным департамента здравоохранения Нижегородской области в 2006 году количество лиц, состоящих на учете в наркологических учреждениях области за немедицинское употребление НС и ПВ, сократилось на 0,4% (с 5906 до 5882), в том числе с диагнозом "наркомания" - на 0,6% (с 4692 до 4666).

Вместе с тем, в 2006 году по г.Н.Новгороду количество лиц, состоящих на учете за немедицинское употребление НС и ПВ возросло на 0,10% (с 4138 до 4178), в том числе - в Автозаводском районе - на 4,9% (с 1213 до 1272), Канавинском районе - на 3,0% (с 634 до 653), Ленинском районе - на 3,3% (с 542 до 560); по районам Нижегородской области - в Кулебакском - на 13,5% (с 37 до 42), Перевозском - на 12,0% (с 25 до 28), Шахунском - на 11,6% (с 43 до 48), Навашинском - на 16,0% (с 25 до 29), Павловском - на 10,5% (с 19 до 21), Лысковском - на 4,2% (с 48 до 50), Сергачском - на 4,5% (с 44 до 46) и других районах.

На территории Нижегородской области наметилась положительная динамика в оперативной обстановке по линии незаконного оборота наркотиков (далее - НОН): снизилась латентность наркопреступлений, повысилась их выявляемость и раскрываемость. Так, количество зарегистрированных всеми правоохранительными органами области преступлений, связанных с НОН, в 2006 году составило 3412, что на 29,6 процента больше, чем в 2005 году (2632 преступления), из них раскрыто 1665 преступлений, что на 28% больше, чем в 2005 году (1301). Привлечено к уголовной ответственности 787 лиц, что на 28,2% больше, чем в 2005 году (614).

Значительный рост количества зарегистрированных преступлений по линии НОН в 2006 году по сравнению с 2005 годом наблюдался в г.Н.Новгороде - на 24,5% (с 1500 до 1868), в г.Арзамасе на 37,8 % (с 103 до 142), Балахнинском - на 89,3% (с 75 до 142), Борском - на 20,3% (с 481 до 579), Выксунском - на 238,0 % (с 12 до 71), Кстовском - на 218,9% (с 37 до 118) районах.

За 7 месяцев 2007 года зарегистрировано 2393 преступлений, что на 39,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года (1720).

Несмотря на принимаемые меры оперативного, организационного и практического характера, уровень поступления НС и ПВ из легального оборота в криминальный не снижается. Имеют место многочисленные нарушения установленных правил приобретения и хранения наркотических средств и психотропных веществ.

В настоящее время проблемы, связанные с предупреждением распространения НС и ПВ, противодействием их незаконному обороту, лечением больных наркоманией и их социальной реабилитацией решаются территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти Нижегородской области в пределах их полномочий. В связи с этим надлежащая координация деятельности указанных органов, а также негосударственных организаций и общественных объединений становится непременным условием решения проблемы противодействия распространению наркомании.

Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению НС и ПВ, и их согласование с реальными возможностями областного бюджета.

В связи с этим, заинтересованными органами исполнительной власти области разработана данная Программа.

Программа носит межведомственный характер, так как проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности многих территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти: управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Нижегородской области, Главного управления внутренних дел Нижегородской области, Нижегородской таможни, управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Нижегородской области, управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области, а также органов исполнительной власти Нижегородской области: управления по работе с органами местного самоуправления Нижегородской области, управления делами Губернатора Нижегородской области, департамента здравоохранения Нижегородской области, департамента образования Нижегородской области, департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области, комитета по культуре Нижегородской области, комитета по развитию спорта Нижегородской области, других органов.

Для выполнения мероприятий Программы необходима также концентрация усилий органов власти всех уровней, привлечение к проблеме противодействия наркомании негосударственных структур, общественных объединений и отдельных граждан.

Программа рассчитана на двухлетний период, так как Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в 2007 году как заказчик и координатор приступила к разработке федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы". В данной программе предполагается объединить по единому замыслу профилактику наркомании и наркопреступности с задействованием сил, средств и финансовых возможностей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков выступила с предложением в адрес субъектов Российской Федерации при разработке новых антинаркотических программ предусмотреть срок их действия до 2009 года, а в 2010 году принять программы с учетом новой федеральной целевой программы.

В Программу включены мероприятия предыдущей программы, имеющие долгосрочный характер, учтены ресурсные ограничения.