(Статья в ред. Законов Нижегородской области от 30.04.2014 № 48-З; от 04.09.2014 № 114-З)
Правительство:
1) принимает и реализует государственные программы области в области охраны окружающей среды, разрабатывает и реализует государственные программы области по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, государственные программы области охраны атмосферного воздуха, разрабатывает, утверждает и реализует государственные программы области по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории области;
2) организует охрану, регулирование использования и воспроизводство объектов животного мира в пределах своей компетенции и в случаях, определенных федеральным законодательством;
3) участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории области, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
(Пункт 3 в ред. Закона Нижегородской области от 12.03.2012 № 25-З)
4) осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор), региональный государственный геологический контроль (надзор);
(Пункт 4 изложен в новой редакции Законом Нижегородской области от 10.09.2021 № 109-З - см. предыдущую редакцию)
5) утверждает перечень должностных лиц органов государственной власти области, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды области);
(Пункт 5 в ред. Закона Нижегородской области от 01.12.2011 № 173-З- см. предыдущую редакцию)
6) устанавливает нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
7) вправе организовывать и развивать систему экологического образования и формирования экологической культуры на территории области;
8) обращается в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
9) предъявляет иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований; (п.9 изложен в новой редакции Законом Нижегородской области от 27.12.2022 № 211-З - см. предыдущую редакцию)
10) ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
(Пункт 10 изложен в новой ред. Законом Нижегородской области от 04.09.2014 № 114-З)
(П. 11 утратил силу на основании Закона Нижегородской области от 04.09.2014 № 114-З)
12) ведет Красную книгу Нижегородской области;
13) вправе образовывать особо охраняемые природные территории регионального значения, осуществлять управление и региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования таких территорий;
(Пункт 13 в ред. Законов Нижегородской области от 01.12.2011 № 173-З; от 10.09.2021 № 109-З - см. предыдущую редакцию)
14) участвует в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории области;
15) вправе организовывать проведение экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществлять экологическую паспортизацию территории;
16) принимает в пределах своей компетенции решения о введении ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
17) осуществляет полномочия собственника водных объектов, резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, участвует в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утверждает правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, правила охраны жизни людей на водных объектах; (п.17 изложен в новой редакции Законом Нижегородской области от 27.12.2022 № 211-З - см. предыдущую редакцию)
17) осуществляет установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации;
(Пункт 17 введен Законом Нижегородской области от 05.06.2009 № 70-З; изложен в новой редакции Законом Нижегородской области от 05.03.2019 № 22-З - см. предыдущую редакцию)
17) участвует в обеспечении безопасности гидротехнических сооружений на территории области, обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий, гидротехнических сооружений, находящихся в собственности области, а также обеспечивает капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории области, осуществляет информирование населения об угрозе возникновения аварий гидротехнических сооружений; (п.17_2 изложен в новой редакции Законом Нижегородской области от 27.12.2022 № 211-З - см. предыдущую редакцию)
18) организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня, осуществляет контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе в пределах своей компетенции, информирует население о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах;
19) осуществляет полномочия собственника в отношении лесных участков, находящихся в собственности области, в пределах своей компетенции;
19) принимает решения об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах;
(Пункт 19 введен Законом Нижегородской области от 05.06.2009 № 70-З; изложен в новой редакции Законом Нижегородской области от 05.03.2019 № 22-З - см. предыдущую редакцию)
19) определяет функциональные зоны в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, устанавливает и изменяет площади и границы земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации; (п. 19_2 введен Законом Нижегородской области от 05.03.2019 № 22-З)
20) устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности области, в целях его аренды;
21) устанавливает ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности области;
22) устанавливает для граждан ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации