ЗАКОН

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 7 сентября 2007 года N 124-З


О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области

(с изменениями на 8 мая 2024 года)

(в ред. законов Нижегородской области от 01.11.2007 N 153-З, от 07.04.2009 N 28-З, от 08.11.2013 N 147-З, от 02.12.2015 N 164-З, от 06.05.2019 N 46-З, от 01.03.2023 N 27-З, от 08.05.2024 N 39-З, от 08.05.2024 N 40-З)




Принят
Законодательным Собранием
30 августа 2007 года




Статья 1. Сфера применения настоящего Закона


1. В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), с целью создания благоприятных условий для развития информационной открытости государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области (далее - государственный орган, орган местного самоуправления), обеспечения взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с гражданами настоящим Законом устанавливаются дополнительные гарантии права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, к их должностным лицам.


(часть 1 в ред. Закона Нижегородской области от 07.04.2009 N 28-З)


2. Действие настоящего Закона распространяется также на обращения иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральными законами.


3. Установленные настоящим Законом правила не распространяются на обращения, подлежащие рассмотрению в ином порядке, установленном соответствующими федеральными законами и законами Нижегородской области.


4. Установленный настоящим Законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.


(часть 4 введена Законом Нижегородской области от 08.11.2013 N 147-З)



Статья 2. Дополнительные возможности для подачи обращений граждан


Наряду с установленным Федеральным законом порядком подачи обращений граждан обращение в государственный орган, орган местного самоуправления, к должностному лицу может быть передано телеграммой или факсимильной связью, подано в письменной форме непосредственно должностным лицам государственных органов либо органов местного самоуправления при проведении ими информационных, иных публичных мероприятий с участием населения.


(в ред. законов Нижегородской области от 08.11.2013 N 147-З, от 06.05.2019 N 46-З)



Статья 3. Подтверждение регистрации письменных обращений граждан


1. По просьбе гражданина уполномоченное лицо (должностное лицо) государственного органа, органа местного самоуправления, принявшее письменное обращение на личном приеме, обязано удостоверить своей подписью на втором представленном гражданином экземпляре обращения факт принятия обращения с указанием даты, занимаемой должности, фамилии и инициалов лица, принявшего обращение.


2. Гражданин вправе получить в государственном органе, органе местного самоуправления устную, в том числе по телефону, информацию о факте получения и регистрации его письменного обращения и о том, какому должностному лицу поручено его рассмотрение.



Статья 4. Рассмотрение обращений, адресованных должностным лицам, полномочия которых прекращены


Если обращение адресовано должностному лицу, полномочия которого прекращены, то оно рассматривается должностным лицом, на которое возложено осуществление указанных полномочий.


(в ред. Закона Нижегородской области от 06.05.2019 N 46-З)



Статья 5. Сроки рассмотрения отдельных обращений


(в ред. Закона Нижегородской области от 06.05.2019 N 46-З)


1. Обращения родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей рассматриваются в течение 20 дней со дня регистрации обращения.

1.1. Обращения граждан, призванных на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", или заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации в ходе проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины (далее - СВО), или заключивших контракт с Министерством обороны Российской Федерации на прохождение военной службы в целях участия в СВО, а также принимающих участие в СВО военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников (военнослужащих) войск национальной гвардии Российской Федерации, а также членов их семей рассматриваются в течение 20 дней со дня регистрации обращения.

(часть 1.1 введена Законом Нижегородской области от 08.05.2024 N 40-З)

2. Руководитель государственного органа или органа местного самоуправления вправе устанавливать сокращенные сроки рассмотрения иных обращений граждан.



Статья 6. Организация личного приема граждан


1. График личного приема граждан руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и уполномоченными на это лицами устанавливается руководителями соответствующих органов.


При этом руководители государственных органов проводят личный прием граждан не реже одного раза в два месяца, руководители органов местного самоуправления - не реже одного раза в месяц.


2. Информация о месте и времени приема руководителями указанных в части 1 настоящей статьи органов и уполномоченными на это лицами доводится до сведения граждан через средства массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года N 81-З "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Нижегородской области и органов местного самоуправления в Нижегородской области и о государственных и муниципальных информационных системах в Нижегородской области", а также размещается для обозрения в местах проведения личного приема.


Гражданам, предварительно записавшимся на личный прием, сообщается о месте и времени приема по указанным гражданами почтовым адресам, адресам электронной почты или телефонам.


(часть 2 в ред. Закона Нижегородской области от 02.12.2015 N 164-З)


3. Если гражданин был принят уполномоченным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, но не согласен с результатами рассмотрения обращения и настаивает на личном приеме руководителем данного органа, то ему должна быть предоставлена такая возможность в соответствии с законодательством.


4. Правом на первоочередной личный прием обладают:


1) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий, члены их семей, члены семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий;


(п. 1 в ред. Закона Нижегородской области от 01.03.2023 N 27-З)


2) инвалиды I группы и их опекуны, родители, опекуны и попечители детей-инвалидов;


3) беременные женщины;


4) родители, явившиеся на личный прием с ребенком в возрасте до трех лет;


5) иные категории граждан в соответствии с частью 7 статьи 13 Федерального закона.


(п. 5 введен Законом Нижегородской области от 02.12.2015 N 164-З)


5. В государственных органах и органах местного самоуправления может быть установлен единый день личного приема граждан.



Статья 7. Результаты рассмотрения обращений граждан


1. В результате рассмотрения обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо принимает одно из следующих решений:


1) о полном или частичном удовлетворении обращения и об осуществлении для этого соответствующих мер;


2) об отказе в удовлетворении обращения;


3) об уведомлении гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.


2. Принимая решение о полном или частичном удовлетворении обращения, орган или должностное лицо:


1) осуществляет необходимые меры по исполнению такого решения;


2) рассматривает вопрос о привлечении к дисциплинарной или иной установленной законодательством ответственности должностного лица, принявшего заведомо незаконное решение или допустившего незаконное действие (бездействие), ставшее предметом обжалования;


3) в необходимых случаях обеспечивает принесение гражданину извинения в письменном виде в связи с допущенным нарушением его прав.


3. Принимая решение об отказе в удовлетворении обращения, соответствующий орган или должностное лицо сообщает гражданину в письменном ответе о порядке обжалования этого решения либо об ином порядке восстановления или защиты нарушенных прав, свобод или законных интересов гражданина.


4. При рассмотрении обращения гражданина руководитель государственного органа, органа местного самоуправления по согласованию с другими государственными, муниципальными органами и соответствующими организациями вправе сформировать рабочую группу с участием их представителей.


(часть 4 введена Законом Нижегородской области от 07.04.2009 N 28-З)


5. Обращения родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, направляемые в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, и ответы указанных органов и должностного лица на эти обращения по требованию заявителя подлежат размещению на официальных сайтах этих органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Размещенные на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обращения и ответы на эти обращения не должны содержать персональные данные заявителей и детей.


(часть 5 введена Законом Нижегородской области от 06.05.2019 N 46-З)

6. В случае, если обращение гражданина из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 5 настоящего Закона, содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, то такое обращение в течение пяти дней со дня регистрации направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

(часть 6 введена Законом Нижегородской области от 08.05.2024 N 40-З)



Статья 8. Направление ответа на коллективное обращение граждан

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»