1.1. Данная Методика разработана в целях оценки платежеспособности областного бюджета с учетом действующих и планируемых долговых обязательств, повышения эффективности управления государственным долгом Нижегородской области.
1.2. В рамках настоящей Методики оцениваются следующие расходные и долговые обязательства Нижегородской области (далее - расходные и долговые обязательства соответственно):
- кредитные соглашения и договоры;
- государственные займы Нижегородской области, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;
- договоры и соглашения о получении Нижегородской областью бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоры о предоставлении государственных гарантий Нижегородской области;
- соглашения и договоры, заключенные от имени Нижегородской области, в том числе о реструктуризации долговых обязательств, возникших до вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В данной методике используются следующие понятия:
временной (расчетный) интервал, по которому оценивается платежеспособность областного бюджета, состоит из:
- фактического периода, включающего завершенные расчетные периоды (месяц, квартал, полугодие) текущего года на момент планирования;
- планового периода - текущий год и последующие два года;
- прогнозного периода - от окончания планового периода до года, в котором производится погашение долгового обязательства с максимальным сроком погашения.
Интервал расчета платежеспособности областного бюджета, кроме фактического периода, разбивается на годовые периоды.
платежеспособность областного бюджета - финансовое состояние областного бюджета, позволяющее полностью и своевременно исполнять свои расходные и долговые обязательства;
долговая емкость областного бюджета (ДЕ) - это превышение доходов областного бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание долговых обязательств в каждом периоде расчетного интервала;
свободная долговая емкость областного бюджета (СДЕ) - разница между объемом платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств и долговой емкостью в каждом расчетном интервале. Если значение свободной долговой емкости отрицательно, то оно показывает, какой объем заимствований для вынужденного рефинансирования долговых обязательств необходим. Если значение свободной долговой емкости положительно, то оно показывает, какой объем доходов областного бюджета остается после покрытия текущих расходов и расходов по погашению и обслуживанию долга, который может быть направлен на:
- финансирование капитальных расходов, осуществленных за предыдущие периоды;
- финансирование капитальных расходов текущего финансового года и досрочное погашение долговых обязательств с целью снижения долговой нагрузки на бюджеты будущих лет;
- финансирование капитальных расходов в плановом и прогнозном периодах, досрочное погашение обязательств, а также на погашение и обслуживание новых заимствований.
1.3. Виды заимствований классифицируются по целям их привлечения:
- капитальные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования бюджета развития (капитальных расходов) областного бюджета;
- заимствования на рефинансирование - заимствования с целью рефинансирования, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения уже существующих обязательств превышают возможности областного бюджета в текущем периоде, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся прямых обязательств.
1.4. Расчет платежеспособности областного бюджета проводится при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год, а также при возникновении необходимости привлечения заимствований или предоставлении гарантий в течение года, в том числе при проведении операций рефинансирования, реструктуризации или досрочного выкупа действующих долговых обязательств.
В расчет оценки платежеспособности областного бюджета заложены следующие принципы:
- текущие расходы областного бюджета должны покрываться доходами. Данный принцип должен соблюдаться для всех уровней платежеспособности выше кризисного;
- новые заимствования должны привлекаться только для финансирования бюджета развития (капитальных расходов) областного бюджета. Данный принцип должен соблюдаться для высокого и среднего уровней платежеспособности. Для удовлетворительного уровня платежеспособности допускается ограниченный объем вынужденного рефинансирования долговых обязательств в размере до 33% от общего уровня государственного долга.