Недействующий

Об утверждении концепции демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года (с изменениями на 9 апреля 2009 года)

  3. Прогноз демографического развития Нижегородской области
     на период до 2020 года


Демографический прогноз осуществлен на основе оптимистичного варианта социально-демографического развития Нижегородской области, а также положительных изменений воспроизводственных процессов, происходящих в 2006 году.

По сравнению с 2005 годом число родившихся увеличилось на 1,4%, число умерших уменьшилось на 5,9%. Естественная убыль уменьшилась на 11,8%. Впервые после кризисных событий 1998 г. наметился ощутимый перелом в динамике смертности. Прирост населения Нижегородской области за счет миграции составил 11,5 на 10000 человек населения. Позитивная динамика в показателях рождаемости и особенно смертности населения, дальнейший рост миграционного прироста позволили снизить абсолютные потери в численности населения области за 2006 год на 4,6 тыс. человек (на 13,4%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Отмеченные тенденции закрепились в I квартале 2007 года. Число родившихся увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,5%, умерших - уменьшилось на 6,9%, естественная убыль уменьшилась на 17,2%, абсолютная - на 22,9%.

Прогноз предполагает, что будет происходить дальнейшее увеличение рождаемости и снижение смертности, в 2010 году прекратится снижение численности населения, до 69 лет увеличится продолжительность жизни, в 2010-2020 г.г. начнется естественный прирост.

Положительная динамика демографических процессов базируется на ежегодном увеличении ВРП не менее чем на 8%, ускоренном росте промышленного производства, преодолении бедности и росте заработной платы в 2 раза, а также при условии проведения комплекса социальных и медико-демографических мер с бездефицитным финансированием.

Рождаемость. Демографический прогноз предполагает, что в ближайшие три года ожидается заметный рост рождаемости. К 2010 году уровень рождаемости увеличится в 1,5 раза и достигнет 13,5 промилле, а суммарный коэффициент рождаемости возрастет с 1,2 до 1,7 рождений в среднем на 1 женщину. Доля вторых и третьих по порядку рождений увеличится в 2 раза, а число разводов молодых семей сократится до 3 случаев на 1000 человек.

Повышение уровня рождаемости планируется достичь с учетом следующих факторов: рост уровня жизни большинства семей нижегородцев; создание благоприятных условий для рождения вторых и третьих детей в семьях, которые реально хотели бы их иметь, но стеснены неблагоприятными жизненными обстоятельствами; формирование ориентации на 2-3-детную семью у поколений, которые достигнут активного репродуктивного возраста к 2010 году; улучшение репродуктивного здоровья населения, в т.ч. снижение уровня инфертильности с учетом применения современных медицинских технологий.

Положительное значение для стимулирования рождаемости будут иметь реализация национальных проектов в сферах здравоохранении, образования, жилищной политики; установление материнского (семейного) капитала; использование родовых сертификатов и выплат родителям компенсаций затрат на содержание ребенка в дошкольном учреждении.

В сфере социальной поддержки семьи и детей в Нижегородской области действуют областные целевые программы "Нижегородская семья" на 2007-2010 годы, "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2007-2010 годы", также планируется увеличение объемов финансирования на социальные пособия и выплаты семьям, имеющим детей. Общий расчетный объем финансирования областных целевых программ и мероприятий в сфере социальной поддержки семьи и детей составит 3,8 миллиарда рублей.

В сфере жилищной политики в Нижегородской области действуют ряд программ, направленных на улучшение жилищных условий различных категорий граждан: подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2002-2010 годы, входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, областные целевые программы "Молодой семье доступное жилье" на 2004-2010 годы, "Молодая семья" на 2006-2010 годы, "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования и здравоохранения Нижегородской области" на 2006-2020 годы, городская целевая программа "Реконструкция города Нижнего Новгорода на период до 2011 года" и др. Общий расчетный объем финансирования областных целевых программ и мероприятий в сфере жилищной политики составит 5,5 миллиардов рублей.

Стоит особо отметить ряд факторов, определяемых как "промежуточные факторы рождаемости", иначе называемые как факторы бесплодия. В целом принято считать, что в современных экономически развитых странах около 10-15% брачных пар бесплодны абсолютно (т.е. имеют нулевые шансы на рождение ребенка) и столько же - относительно (т.е. обладают пониженной плодовитостью). С исключением бесплодия из перечня патологии, финансируемых в системе ОМС в рамках программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, практически все обращающиеся граждане получают помощь за счет собственных соплатежей (кроме первичного обследования). В среднем, эффективность от различных методов лечения составляет 30-35% (т.е. беременность наступает в среднем у 2600 пар в год). Имеющиеся мощности системы здравоохранения Нижегородской области позволяют увеличить объемы оказываемой медицинской помощи при бесплодии до 10-11 тысяч пациентов (пар), что выразится при идентичной эффективности лечения в 660-1000 потенциальных рождений.

Процент невынашивания беременностей по причине самопроизвольных абортов вполне может быть снижен путем внедрения современных медицинских технологий. Комплексный подход с использованием профилактических мероприятий и современных методов лечения патологии беременности может обеспечить увеличение рождаемости в абсолютном исчислении до 1100-1200 рождений в год.

Перспективы снижения перинатальной смертности в Нижегородской области (с 28 недели беременности до конца 7 суток жизни) также весьма существенны. При условии снижения этого показателя с 251 смертей до 150 в год (с 11,5 до 8,0 на 1000 родившихся живыми и мертвыми) становится возможным прирост рождаемости на 95-100 рождений в год.

Таким образом, для реального повышения рождаемости в Нижегородской области в рамках медицинской составляющей необходимо вложение еще 119 млн. в год, без учета средств по программе "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2007-2009 годы.

Вместе с тем, на повышение рождаемости будет влиять изменение возрастной структуры населения до 2010 года. Численность женщин фертильного возраста будет составлять 30% от общей численности населения. В дальнейшем ситуация изменится, так как активного репродуктивного возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в 90-е годы. Численность девочек в возрасте 5-14 лет по сравнению с численностью женщин в возрасте 20-29 лет уменьшится в 2 раза.

Смертность. Прогнозируемое сокращение смертности населения с 19,0 до 13,5 промилле в 2010 году будет происходить за счет снижения количества смертей от основных причин: болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний, несчастных случаев, отравлений и социально обусловленных заболеваний.

Реализация принятых областных целевых программ "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2007-2009 годы; "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2006-2010 годы и новых программ "Совершенствование кардиохирургической помощи населению Нижегородской области" на 2008-2010 годы, "Совершенствование оказания скорой медицинской помощи населению Нижегородской области" на 2007-2008 годы; "Снижение факторов риска болезней, приводящих к преждевременной смертности" на 2008-2013 годы и др., направленных на создание условий для безопасного материнства и снижения преждевременной смертности, позволит снизить к 2010 году:

- показатель материнской смертности на 100000 живорождений до 17,0;

- показатель младенческой смертности на 1000 живорождений до 6,8;

- летальность от острого инфаркта миокарда до 13%;

- одногодичная летальность при онкологической патологии до 34,1% от впервые выявленных;

- уровень производственного травматизма со смертельным исходом до 0,05 на 1000 работающих;

- интенсивный показатель профессиональной заболеваемости (впервые выявленной) до 0,6 на 10000 работающих;

- численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более до 1,8 на 1000 работающих;

- тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (летальность) до 11,4 на 100 пострадавших.

Финансирование по областным целевым программам здравоохранения составит 1,7 миллиарда рублей в год с учетом инфляции, а общий расчетный объем финансирования - 28,9 миллиардов рублей.

Анализ динамики смертности показал, что реализации одной медицинской составляющей недостаточно. Для снижения уровня смертности, особенно в трудоспособном возрасте, необходим комплекс мер, направленных на развитие ответственного отношения людей к здоровью, формирование здоровьесберегающего поведения мужчин, в т.ч. повышение культуры потребления алкоголя, преодоления низкой обращаемости за медицинской помощью.

Необходимы меры профилактики в условиях социально приемлемого образа жизни и усилия здравоохранения в случае обращения за медицинской помощью.