ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 10 марта 2000 года № 9-а
О развитии сети дневных стационаров в
лечебно - профилактических учреждениях
Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 05.11.1997 N 1387 (Собрание законодательства РФ от 05.11.1997 N 46, ст. 53/16), одним из основных направлений совершенствования определено внедрение малозатратных технологий и развитие стационарозамещающих форм организации и оказания медицинской помощи населению.
Основной целью развития стационарозамещающих форм является внедрение и использование ресурсосберегающих медицинских методов диагностики, лечения и реабилитации пациентов в условиях дневных стационаров, стационаров на дому.
Накопленный в ряде районов Нижегородской области (поликлиника N 30 Советского района г. Н.Новгорода, г. Богородск, г. Бор, г. Арзамас) опыт работы дневных стационаров и стационаров на дому (Володарский район) убедительно показал медицинскую и экономическую эффективность внедрения и развития внебольничных форм организации медицинской помощи населению.
На 01.01.2000 в Нижегородской области организовано и функционирует 98 дневных стационаров на 1878 коек. В 1999 году в них получили лечение 40,9 тысяч человек.
Однако, несмотря на явную экономическую эффективность стационарозамещающей помощи, а также вопреки приказу МЗ СССР от 16.12.1987 N 1278 "Об организации стационара (отделений, палат) дневного пребывания в больницах, дневного стационара в поликлинике и стационара на дому", в большинстве ЛПУ г. Н.Новгорода и области с 1987 года не принимались действенные меры по ликвидации имеющихся диспропорций, повышению эффективности использования материальных и финансовых ресурсов здравоохранения, внедрению и совершенствованию стационарозамещающих способов организации медицинской помощи населению. Особенно медленно развиваются стационарозамещающие формы в акушерстве, гинекологии и педиатрии.
В целях дальнейшего совершенствования организации и качества медицинской помощи, ускорения внедрения стационарозамещающих форм организации медицинской помощи, а также во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.1999 N 1194 "О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью", постановления Администрации Нижегородской области от 23.04.1999 N 96 "Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Нижегородской области бесплатной медицинской помощью" и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 438 от 09.12.1999 "Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно - профилактических учреждениях":
1. Утвердить Положение об организации деятельности дневного стационара в лечебно - профилактических учреждениях (приложение 1).
2. Утвердить Положение о стационаре на дому в амбулаторно - поликлинических учреждениях (приложение 2).
3. Утвердить "Инструкцию о порядке учета больных, находящихся на лечении в дневных стационарах и стационарах на дому" (приложение 3).
4. Рекомендовать директору департамента здравоохранения г. Н.Новгорода (Переслегина И.А.), начальнику управления здравоохранения г. Дзержинска (Карпов В.К.), главным врачам областных лечебно - профилактических учреждений и центральных районных больниц:
4.1. Обеспечить дальнейшее развитие стационарозамещающих технологий в деятельности лечебно - профилактических учреждений в соответствии с нормативами, утвержденными Программой государственных гарантий по обеспечению граждан Нижегородской области бесплатной медицинской помощью на 2000 год.
4.2. Привести в соответствие с приложениями 1 и 2 штатное расписание дневных стационаров и стационаров на дому, развернутых в подведомственных лечебно - профилактических учреждениях.
4.3. Обеспечить ведение учета в соответствии с "Инструкцией о порядке учета больных, находящихся на лечении в дневных стационарах поликлиник, стационарах на дому и стационарах дневного пребывания в больницах" (приложение 3).
5. Контроль за выполнением данного приказа возложить на первого заместителя директора департамента здравоохранения Гуданову Е.М.
Директор департамента А.В.Смирнов
Приложение 1
к приказу
департамента здравоохранения
от 10.03.2000 N 9-а
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА
В ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Дневной стационар является структурным подразделением лечебно - профилактического учреждения, в том числе амбулаторно - поликлинических, больничных учреждений, клиник медицинских научно - исследовательских и образовательных учреждений, и предназначен для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, с применением современных медицинских технологий в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных.
1.2. В своей деятельности дневной стационар лечебно - профилактического учреждения руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Минздрава России, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и настоящим Положением.
1.3. Койки дневного пребывания в соответствии с профилем являются структурной частью коечного фонда отделения (палаты). Мощность стационара определяется числом коек круглосуточного и дневного пребывания. Учет коек дневного пребывания в больничных учреждениях и движение больных осуществляется в установленном порядке.
1.4. Коечная мощность и профиль дневного стационара определяются руководителем лечебно - профилактического учреждения, в составе которого он создан, с учетом имеющейся инфраструктуры здравоохранения, а также заболеваемости населения по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранением и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
1.5. Плановая функция койки дневного стационара устанавливается применительно к режиму работы:
- при пятидневном режиме - 250 дней;
при двухсменной работе - 500 дней;
- при шестидневном режиме - 300 дней;
при двухсменной работе - 600 дней.
1.6. Порядок направления и госпитализации в дневной стационар, условия выписки или перевода в лечебно - профилактическое учреждение утверждаются руководителем лечебно - профилактического учреждения.
1.7. Режим работы дневного стационара определяется руководителем лечебно - профилактического учреждения с учетом объемов проводимых медицинских мероприятий, как правило, в 2 смены.
1.8. Медицинская и лекарственная помощь населению в условиях дневного стационара оказывается в рамках Программы государственных гарантий по обеспечению граждан Нижегородской области бесплатной медицинской помощью, а также на условиях добровольного медицинского страхования или платных медицинских услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.9. Вопрос организации питания больных в дневном стационаре решается главным врачом лечебно - профилактического учреждения и по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранением.
1.10. В дневном стационаре ведется установленная учетно - отчетная медицинская документация. На больного, находящегося в дневном стационаре поликлиники, заполняется медицинская карта амбулаторного больного. На больного, находящегося на койках дневного пребывания в отделении стационара, заводится история болезни. В документах отражаются жалобы, сведения из анамнеза, истории заболевания и проводимого ранее обследования и лечения, консультации узких специалистов. Динамика развития заболевания отмечается в дневниках. Записи в дневниках производятся не реже одного раза в два дня. По окончании лечения в дневном стационаре даются соответствующие рекомендации.
1.11. При ухудшении течения заболевания, необходимости круглосуточного наблюдения больной, находящийся в дневном стационаре, должен быть незамедлительно переведен в соответствующее отделение стационара.
1.12. При выписке больного из стационара все сведения с необходимыми рекомендациями передаются врачу, который направил больного на лечение.
1.13. Работающим (учащимся), находящимся в дневном стационаре, выдаются листки нетрудоспособности (справки) на общих основаниях.
1.14. Дневной стационар пользуется в своей работе лечебно - диагностическими службами, имеющимися в лечебном учреждении.
1.15. Контроль за деятельностью дневного стационара осуществляет руководитель лечебно - профилактического учреждения и (или) заместитель по медицинской части, а также клинико - экспертная комиссия лечебно - профилактического учреждения.
1.16. Организация и ликвидация дневного стационара осуществляется по решению руководителя лечебно - профилактического учреждения по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранением и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
1.17. Дневной стационар проходит лицензирование в порядке, установленном действующим законодательством.
2. ЦЕЛЬ И ФУНКЦИИ
2.1. Целью работы дневного стационара является совершенствование организации и повышение качества оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также повышение экономической эффективности деятельности лечебно - профилактических учреждений на основе внедрения и широкого использования современных ресурсосберегающих медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
2.2. В соответствии с этой целью дневной стационар осуществляет следующие функции:
2.2.1. Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий лицам из групп риска повышенной заболеваемости, в т.ч. профессиональной, а также длительно и часто болеющим.
2.2.2. Проведение сложных и комплексных диагностических исследований и лечебных процедур, связанных с необходимостью специальной подготовки больных и краткосрочного медицинского наблюдения после проведения указанных лечебных и диагностических мероприятий.
2.2.3. Подбор адекватной терапии больным с впервые установленным диагнозом заболевания или хроническим больным при изменении степени тяжести заболевания.
2.2.4. Проведение комплексного курсового лечения с применением современных медицинских технологий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения.
2.2.5. Осуществление реабилитационного и оздоровительного комплексного курсового лечения больных и инвалидов, беременных женщин.
2.2.6. Проведение экспертизы состояния здоровья, степени утраты трудоспособности граждан и решение вопроса о направлении на медико - социальную экспертизу.
3. СТРУКТУРА И ШТАТЫ
3.1. В структуру дневного стационара могут включаться:
- палаты, оснащенные необходимым оборудованием и инвентарем;
- процедурный кабинет;
- хирургический кабинет с малой операционной;
- комната для пребывания медицинского персонала;
- комната для приема пищи больными;
- иные кабинеты по решению руководства лечебно - профилактического учреждения.
Для осуществления функций дневного стационара могут быть использованы диагностические, лечебные, реабилитационные и другие подразделения лечебно - профилактического учреждения, в структуре которого он создан.
3.2. В дневных стационарах амбулаторно - поликлинических учреждений ведение больных осуществляется лечащим врачом (участковым терапевтом, педиатром, акушером - гинекологом и другими врачами - специалистами). При необходимости привлекаются врачи - консультанты. Непосредственное руководство стационаром осуществляется лицом, назначенным приказом главного врача, ответственным за работу данного подразделения. Должность старшей медицинской сестры устанавливается в отделении, имеющем не менее 20 коек.
3.3. В дневных стационарах больниц штаты врачей устанавливаются в соответствии со штатными нормативами профильных отделений, палат. Должности палатных медицинских сестер устанавливаются из расчета - 1 должность на 15 больных в смену. Должности санитарок палатных или младших медицинских сестер по уходу за больными устанавливаются соответственно должностям палатных медицинских сестер.
3.4. В штаты лечебно - профилактического учреждения, имеющего в своем составе дневной стационар, в связи с увеличением объема работы диагностических, лечебных, реабилитационных и других подразделений, могут быть дополнительно введены должности врачей и среднего медицинского персонала.
4. ФИНАНСИРОВАНИЕ
Финансирование дневного стационара осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня, выделяемых лечебно - профилактическому учреждению, а также из средств обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приложение 2
к приказу
департамента здравоохранения
от 10.03.2000 N 9-а
ПОЛОЖЕНИЕ
О СТАЦИОНАРЕ НА ДОМУ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Стационар на дому является структурным подразделением амбулаторно - поликлинических учреждений или поликлинического отделения больницы, врачебной амбулатории, диспансера, медико - санитарной части независимо от их организационно - правовой формы и ведомственной подчиненности.
1.2. Стационар на дому организуется для оказания медицинской (диагностической, лечебной и реабилитационной) помощи больным старших возрастных групп и инвалидам с острыми и хроническими заболеваниями, состояние которых не требует круглосуточного медицинского наблюдения.
1.3. В своей деятельности стационар на дому руководствуется законодательными и нормативными актами Российской Федерации, нормативно - методическими документами Министерства здравоохранения Российской Федерации и территориальных органов управления здравоохранения.
1.4. Стационар на дому может быть организован по централизованному и децентрализованному типу.
1.5. Руководство стационаром на дому осуществляет врач (врач - гериатр), назначенный приказом главного врача учреждения.
1.6. Режим работы стационара на дому определяется руководителями учреждения с учетом потребностей населения и местными условиями.
1.7. Медицинская и лекарственная помощь населению в условиях стационара на дому оказывается в рамках Территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Нижегородской области бесплатной медицинской помощью.
Расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств устанавливаются в соответствии с денежными нормативами, учтенными в консолидированном бюджете на год.
1.8. Отбор больных на обследование и лечение в стационаре на дому при централизованном типе проводится врачом, ответственным за работу стационара на дому, по направлению участковых терапевтов, педиатров и других специалистов.
1.9. Отбор больных на обследование и лечение в стационаре на дому при децентрализованном типе осуществляет участковый врач (терапевт, педиатр).
1.10. На больного, находящегося в стационаре на дому, заводится история болезни (форма 003-у) с занесением в нее анамнеза, истории заболевания и проводимого ранее обследования и лечения.
1.11. При ухудшении состояния больного, необходимости круглосуточного медицинского наблюдения больной, находящийся в стационаре на дому, должен быть незамедлительно госпитализирован в соответствующий стационар.
1.12. При выписке больного из стационара на дому оформляется выписной эпикриз, который передается врачу, направившему больного (при централизованном типе дневного стационара).
1.13. Работающим больным пожилого возраста, находящимся на лечении в стационаре на дому, выдаются листки нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством. При необходимости, для продления листка нетрудоспособности, КЭК проводится на дому в сроки, установленные законодательством по экспертизе временной нетрудоспособности.
1.14. Стационар на дому пользуется в своей работе лечебно - диагностическими службами, имеющимися в лечебно - профилактическом учреждении, в составе которого он организован.
1.15. Отчеты о деятельности стационара на дому представляются в установленном порядке.
1.16. Стационар на дому централизованного типа обеспечивается автотранспортом, зарегистрированным как "Медицинская помощь на дому".
1.17. Контроль за деятельностью стационара на дому осуществляется руководителем лечебно - профилактического учреждения, в составе которого находится стационар на дому.
1.18. Организация и ликвидация стационара на дому осуществляется в установленном порядке по решению главного врача лечебно - профилактического учреждения после согласования с вышестоящим органом управления здравоохранением и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАЦИОНАРА НА ДОМУ
2.1. Основной целью стационара на дому является обеспечение доступности медицинской помощи больным старших возрастных групп и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к передвижению.