ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2007 года № 157
В целях разработки перспективного финансового плана Нижегородской области на 2008-2010 годы, прогноза консолидированного бюджета Нижегородской области на 2008 год и проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2008 год" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2008 год и на перспективу до 2010 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике В.А.Иванова.
Губернатор В.П. Шанцев
Концепция
бюджетной и налоговой политики, формирования
межбюджетных отношений в Нижегородской области
на 2008 год и на перспективу до 2010 года
(далее - Концепция)
Настоящая Концепция подготовлена в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах от 9 марта 2007 года и Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127.
Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Нижегородской области при эффективном расходовании бюджетных средств и достижении конкретных результатов.
Основной целью проводимой политики на 2008-2010 годы остается повышение качества жизни населения Нижегородской области, в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными бюджетными услугами.
Достижение указанной цели будет осуществляться путем реализации комплекса мер по обеспечению роста доходов бюджета Нижегородской области, что позволит обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета Нижегородской области, а также путем повышения эффективности функционирования системы органов исполнительной власти Нижегородской области и подведомственных им бюджетных учреждений.
Бюджетная и налоговая политика в 2008 году и на перспективу до 2010 года будет направлена на решение следующих задач:
1. Увеличение темпа роста поступлений доходов в бюджет Нижегородской области в целях наиболее полного выполнения расходных полномочий органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области за счет:
взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области с хозяйствующими субъектами, направленного на повышение предпринимательской инициативы и инвестиционной активности во всех отраслях экономики;
максимального использования возможностей налогового и бюджетного законодательства в рамках предоставленных полномочий;
повышения эффективности использования административного ресурса;
увеличения отдачи от использования государственного имущества Нижегородской области и муниципального имущества.
2. Реализация мер, направленных на дальнейшее увеличение объема инвестиций, привлекаемых в экономику Нижегородской области, за счет:
совершенствования процедуры взаимодействия с инвесторами;
подтверждения присвоенного Нижегородской области международного кредитного рейтинга.
3. Реформирование региональных финансов Нижегородской области путем:
повышения эффективности бюджетных расходов на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
усиления ответственности органов исполнительной власти Нижегородской области и подведомственных им бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества предоставляемых бюджетных услуг;
совершенствования среднесрочного бюджетного планирования;
дальнейшего совершенствования долговой политики Нижегородской области;
повышения прозрачности бюджетной политики и бюджетного процесса в Нижегородской области;
стимулирования органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, обеспечивающих увеличение доходов бюджета Нижегородской области и повышение качества управления муниципальными финансами;
использования современных технологий финансового менеджмента в бюджетном секторе, включая автоматизацию процесса планирования областного бюджета.
4. Финансовое обеспечение государственных обязательств и формирование бюджетных расходов исходя из установленных Правительством Нижегородской области приоритетов, направленных на:
эффективную реализацию приоритетных национальных проектов, обеспечение их софинансирования из областного бюджета;
увеличение объема расходов инвестиционного характера, в том числе расходов на капитальное строительство и реконструкцию, разработку проектно-сметной документации и проектно-изыскательские работы.
Исходя из сложившейся за последние годы динамики роста основных макроэкономических показателей Нижегородской области темпы роста валового регионального продукта в 2008-2010 годах прогнозируются ежегодно на уровне 108% в сопоставимых ценах. Увеличение валового регионального продукта планируется обеспечить за счет наращивания промышленного производства (не менее 108% ежегодно), развития торговли (110,2% - в 2008 году, 109% - в 2009 году, 108,4% - в 2010 году) и роста инвестиций в основной капитал - не менее 115% ежегодно.
Высокие темпы роста макроэкономических показателей позволят сохранить прирост реальных денежных доходов населения Нижегородской области в 2008-2010 годах на уровне 12-15% в год.
Одним из условий устойчивого экономического роста Нижегородской области будет обеспечение снижения инфляции.
Прогнозируемый среднегодовой индекс потребительских цен в Нижегородской области составит:
на 2008 год - 109,2%;
на 2009 год - 108,6%;
на 2010 год - 108,3%.
Важнейшей задачей Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу является увеличение поступлений доходов в бюджет Нижегородской области к 2010 году до 150 млрд. рублей.
Налоговая реформа, проводимая на федеральном уровне, находится в завершающей стадии и планируемые изменения налогового законодательства в 2008-2010 годах не окажут значительного влияния на формирование доходной части бюджета Нижегородской области.
Изменения налогового законодательства на федеральном уровне ориентированы на снижение налоговой нагрузки. В 2008-2010 годах планируется:
по налогу на доходы физических лиц сохранить единую ставку налога, увеличить размер социальных налоговых вычетов при исчислении налога;
по акцизам на бензин дифференцировать ставки исходя из его качества, путем установления более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества;
введение налога на недвижимое имущество физических лиц, который будет являться основным источником формирования доходов местных бюджетов;
изменить порядок зачисления налога на игорный бизнес, в связи с тем, что, начиная с 1 июля 2009 года, размещение объектов игорного бизнеса будет разрешено только в специально отведенных зонах, расположенных на территориях пяти субъектов Российской Федерации.
В рамках решения поставленной задачи по увеличению поступлений доходов в бюджет Нижегородской области в 2008-2010 годах Правительством Нижегородской области планируется осуществить следующие мероприятия:
продолжить взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Нижегородской области, в том числе с предприятиями и организациями, входящими в состав вертикально-интегрированных структур;
продолжить работу, направленную на предотвращение фактов выплаты "теневой" заработной платы налоговыми агентами и увеличение размера заработной платы;
провести инвентаризацию недвижимого имущества, находящегося в собственности физических лиц, и создать на ее основе реестр объектов недвижимости;
разработать комплекс мер по привлечению к декларированию и налогообложению физических лиц, сдающих в наем (аренду) жилые и нежилые помещения, и осуществляющих торговлю ввезенными на территорию Российской Федерации автомобилями;
организовать взаимодействие между органами местного самоуправления Нижегородской области и структурными подразделениями управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (по согласованию) в части передачи сведений о налогоплательщиках, осуществляющих предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, на основании данных диспетчерской службы движения общественного транспорта, соглашений (договоров) о размещении рекламных мест, сведений об объектах мелкорозничной торговой сети, торговых площадках и рынках, расположенных на территории муниципальных образований Нижегородской области;
разработать комплексную целевую программу управления государственной собственностью Нижегородской области;
осуществлять приобретение земельных участков в государственную собственность Нижегородской области для использования их под инвестиционные проекты. Особое внимание будет уделяться изъятию земель, неиспользуемых в течение трех и более лет;
продолжить работу по максимальному приближению ставок арендной платы за землю к рыночной величине;
активизировать работу по взысканию задолженности по арендным платежам, в том числе посредством претензионно-исковой работы, оперативного взаимодействия с организациями-должниками и органами местного самоуправления Нижегородской области;
продолжить работу по оптимизации количества государственных предприятий Нижегородской области, в том числе путем реорганизации (приватизации, ликвидации) убыточных и не обеспечивающих выполнение государственных функций государственных предприятий;
оказывать государственную поддержку через механизм предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам в целях стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности;
обеспечить взаимодействие с управлением Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (по согласованию), другими администраторами доходов в части обмена оперативной информацией по платежам в областной бюджет, изменениям налогооблагаемой базы налогоплательщиков, обеспечению налогоплательщиками безусловного исполнения платежных обязательств перед бюджетами всех уровней и с органами местного самоуправления Нижегородской области в части развития собственной доходной базы местных бюджетов.
Бюджетная политика в области расходов на 2008-2010 годы ориентирована на переход к практическому внедрению бюджетирования, ориентированного на результат в процессе бюджетного планирования и на применение современных методов финансового менеджмента в бюджетном секторе.
Совершенствование среднесрочного финансового планирования будет осуществляться в условиях формирования областного бюджета на очередной финансовый год, как составной части трехлетнего среднесрочного финансового плана. Тем самым будет обеспечена преемственность бюджетной политики Правительства Нижегородской области и долгосрочная сбалансированность областного бюджета.
В рамках проводимой бюджетной политики основной целью является повышение доступности и качества бюджетных услуг, в том числе за счет реализации на территории области приоритетных национальных проектов, роста уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан, обеспечения исполнения в полном объеме всех действующих расходных обязательств областного бюджета и четкой оценки финансовых возможностей для принятия новых расходных обязательств.
Повышение эффективности бюджетных расходов будет обеспечиваться за счет:
совершенствования качества разработки и расширения сферы применения докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности, обоснования бюджетных ассигнований распорядителями бюджетных средств;
внедрения в практику деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области современных методов оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения достижения конечных общественно-значимых результатов;
стимулирования бюджетных учреждений к повышению качества оказываемых ими бюджетных услуг, в том числе путем утверждения стандартов качества предоставления бюджетных услуг;
проведения на территории Нижегородской области эксперимента по внедрению одноканального финансирования здравоохранения;
применения нормативного метода при планировании расходов на государственное и муниципальное управление;
ориентирования системы контроля за целевым расходованием бюджетных средств не только на выявление, но и на предотвращение финансовых нарушений;
формирования эффективной системы оценки результативности бюджетных расходов.
Особенности формирования отдельных направлений расходов областного бюджета:
1. Расходы инвестиционного характера в 2008-2010 годах будут сосредоточены в рамках реализации областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры, как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области", ежегодно утверждаемой Правительством Нижегородской области. В рамках данной программы будут предусматриваться расходы на капитальное строительство и реконструкцию, разработку проектно-сметной документации и проектно-изыскательские работы.
2. Начиная с 2008 года будут ликвидированы все областные целевые бюджетные фонды, в том числе:
территориальный дорожный фонд Нижегородской области;
фонд укрепления законности и общественного порядка;
областной экологический фонд.
Расходы на мероприятия, ранее финансируемые за счет доходов областных целевых бюджетных фондов, будут осуществляться без привязки к доходам.
Прогнозируемый рост тарифов в 2008 году в среднем составит:
на тепловую энергию, вырабатываемую котельными, - 18-25%;
на тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, - 20-30%;
на электрическую энергию, реализуемую бюджетным потребителям, - 20-25%;
на природный газ - 25 процентов.
Долговая политика Правительства Нижегородской области в 2008-2010 годах будет направлена на качественное и эффективное управление государственным долгом Нижегородской области и основываться на принципах безусловного исполнения и обслуживания долговых обязательств Нижегородской области, минимизации финансовых рисков, обеспечения информационной прозрачности долговой политики и совершенствования формализованных процедур управления государственным долгом Нижегородской области.
Основными направлениями долговой политики Нижегородской области на среднесрочную перспективу являются:
поддержание объема государственного долга Нижегородской области на экономически безопасном уровне путем оптимизации структуры заимствований и равномерного распределения во времени связанных с государственным долгом платежей;
минимизация стоимости обслуживания государственного долга, в том числе за счет увеличения доли рыночных инструментов;