Дорожное хозяйство Нижегородской области - одно из крупнейших в Российской Федерации.
По протяженности дорог Нижегородская область (далее - область, регион) входит в первую шестерку субъектов Российской Федерации и первую тройку регионов Приволжского федерального округа. Протяженность общей сети автомобильных дорог Нижегородской области по состоянию на 1 января 2007 года составила 18370 км, включая 458 км (2,49%) автодорог федерального значения, 13127 км (71,46%) дорог, относящихся к собственности Нижегородской области и 4785 км. (26,05%, данные на 01.01.2006) - ведомственных и частных дорог.
Несмотря на накопленный потенциал, в дорожном хозяйстве области, начиная с 2003 года, возникло не мало проблем, связанных с сокращением финансирования отрасли. Так налоговые и неналоговые доходы Территориального дорожного фонда сократились на 33,4% (c 3623,2 млн. руб. в 2002 году до 2411,6 млн. руб. в 2006 году), а с учетом инфляционных процессов - в 2,5 раза. В таких условиях основной задачей отрасли стало сохранение в эксплуатационном состоянии действующей сети автомобильных дорог. Расходы на содержание автодорог и сооружений на них за этот период изменились незначительно: 893,1 млн. руб. в 2002 году, 983,6 млн. руб. в 2003 году, 707,1 млн. руб. в 2004 году, 797,5 млн. руб. в 2005 году и 1074,1 млн. руб. в 2006 году, а их доля в структуре расходов увеличилась с 22,8% в 2002 году до 41,3% в 2006 году. Расходы на ремонт пришлось уменьшить с 1391,7 млн. руб. (35,5% в структуре расходов) в 2002 году до 477,12 млн. руб. (16,8%) в 2006 году.
Снижение финансирования дорожной отрасли предопределило уменьшение объемов ремонта автодорог и искусственных сооружений. Объем ввода в эксплуатацию автодорог после ремонта за период с 2003 года по 2006 год сократился в 18,6 раза (с 642 км в 2003 году до 34,5 км в 2006 году), а мостовых переходов - в 10,8 раза (1001 п.м. в 2003 году до 92,99 п.м. в 2006 году). В результате ежегодный объем недоремонта автодорог по сравнению с объемами, требуемыми по нормативным межремонтным срокам, в соответствии с ВСН 41-88 - 1865 км в год, увеличился с 59% в 2002 году до 75% в 2006 году.
Кроме этого, факторами, "тормозящими" дальнейшее реформирование дорожного хозяйства и обуславливающими слабую инвестиционную привлекательность отрасли, являются:
- годовой цикл финансирования дорожно-строительных работ. В этих условиях предприятия (организации) не имеют стимулов и возможностей инвестировать в развитие производственных мощностей и внедрение новых технологий, рассчитанных на долгосрочную перспективу;
- непривлекательность содержания и ремонта автодорог для частных исполнителей из-за хронического недофинансирования затрат на эти цели в связи с отсутствием утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов;
- отсутствие в рамках краткосрочных контрактов стимулов к снижению удельных издержек на основе повышения качества, внедрения новых технологий и материалов.
В связи с низким качеством дорожно-строительных материалов, в частности органических вяжущих, применением каменных материалов "широких" фракций в составе асфальтобетонных смесей, увеличением динамических нагрузок на покрытие вследствие роста количества грузовых перевозок и интенсивности движения транспорта, применение традиционных технологий устройства конструктивных слоёв уже не обеспечивает необходимой сдвигоустойчивости покрытий при эксплуатации автомобильных дорог. Кроме того, отсутствие на территории Нижегородской области современной базы по производству высококачественных каменных материалов для покрытий автодорог отдаляет перспективу приведения дорожной сети в соответствие с требованиями нормативных документов и в безопасное для движения состояние.
В сложившихся условиях устройство поверхностной обработки представляет собой наиболее сбалансированный в плане сроков производства, затрат и получаемого эффекта способ повышения эксплуатационных качеств автомобильных дорог, в частности увеличения прочности, износостойкости, сцепных качеств покрытия, повышения безопасности дорожного движения. Создание на территории области базы по производству высококачественных каменных материалов "узких" фракций поможет существенно ускорить этот процесс.