Согласно действующему распоряжению Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р социальные нормативы обеспеченности составляют: территориальными центрами социальной помощи семье и детям - один на 50 тысяч жителей, домами - интернатами для престарелых и инвалидов - 30 мест на 10 тыс. жителей, домами - интернатами для детей и подростков - 20 мест на 10 тыс. жителей.
В Нижегородской области отмечается рост контингента, которому государство гарантирует социальную защиту. По состоянию на 1 января 2005 года зарегистрировано 378 тысяч инвалидов, в том числе 14,1 тысяч детей-инвалидов. За последние три года численность инвалидов в Нижегородской области увеличилась на 20 тыс. человек. Также одной из особенностей современной демографической ситуации в Нижегородской области является высокая численность лиц нетрудоспособного возраста.
В настоящее время в области работает 73 стационарных учреждения почти на 10 тысяч мест для обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; дефицит мощности небольшой - около 400 мест. В то же время, для детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе, в Нижегородской области существует только 3 дома-интерната на 710 мест (города Балахна, Арзамас, Нижний Новгород), это лишь десятая часть от установленного федерального социального норматива. Социальными приютами область обеспечена всего на 13 %, территориальными центрами социальной помощи семье и детям - на 8,6 %.
Проблемы в области социальной защиты населения:
- существует широкая сеть учреждений социальной сферы с низкой фондовооруженностью, критическим уровнем износа зданий и устаревшим оборудованием, расположенным зачастую в нетиповых помещениях;
- уровень обеспеченности социальной инфраструктурой значительно отличается по территориям. Наибольший недостаток испытывают в основном, крупные промышленные города и районы области (Балахнинский, Выксунский, Кстовский, города Арзамас, Дзержинск, Нижний Новгород). В то же время, в более мелких сельскохозяйственных районах области большинство объектов социальной сферы имеют более высокий процент износа, слабую материально-техническую базу и более низкую квалификацию кадров;
- нерациональное и несбалансированное финансирование строительства объектов социальной инфраструктуры снижает эффективность уже вложенных в них денежных средств.