Обеспеченность объектами образования населения Нижегородской области в целом удовлетворительная. Так, например, в 2004 году в дошкольных образовательных учреждениях области на 100 мест приходился 81 ребенок, в среднем по Российской Федерации - 92 ребенка. По числу дневных общеобразовательных школ область находится на 7 месте среди регионов Российской Федерации, но на 41 месте по числу учащихся, занимающихся во вторую смену.
Вместе с тем, если в среднем по области на 100 мест в детских дошкольных учреждениях приходится 81 ребенок, то в городских поселениях и сельской местности, соответственно, 99 и 56. В ряде районов области (Большемурашкинском, Бутурлинском, Вачском, Вознесенском, и др.) количество детей в детских дошкольных учреждениях составляет половину проектной мощности учреждений, что вызвано общим ухудшением демографической обстановки, а также низким уровнем доходов населения. В то же время, в крупных городах и районах области (города Н.Новгород, Арзамас, Дзержинск, Балахнинский район) не хватает детских дошкольных учреждений, материальная база которых позволяет предоставлять качественные дополнительные услуги (тематические кружки, занятия, секции, бассейны).
Аналогичная ситуация сложилась в общеобразовательных школах области. Более чем в 30 муниципальных районах и городских округах области существующая мощность школ больше численности школьников. При этом в других округах и районах области (Балахнинском, Выксунском, Кстовском, Павловском районах и г. Н.Новгороде) из-за недостатка учебных площадей до 20% учащихся вынуждены обучаться во 2 смену. В целом по области во вторую смену занимается 14% учащихся. При этом до 11,1% общеобразовательных учреждений, в которых обучается до 14% учащихся, требуют капитального ремонта, и только 70% - имеют все виды благоустройства (при чем, если в городской местности данный показатель достигает 95,2%, то в сельской - всего 56,6%).
Таким образом, при внешнем благополучии, которое демонстрируют усредненные показатели, в обеспеченности населения области образовательными учреждениями (в частности, детскими дошкольными и школьными) существуют проблемы:
- неравномерное размещение образовательных учреждений;
- финансовые возможности территорий не позволяют строить объекты по современным проектам, позволяющим оказывать развивающие и оздоравливающие детей качественные услуги;
- высокий процент обучающихся школьников во вторую смену (за 2004/2005 учебный год - 14%, что соответствует 41 месту среди регионов Российской Федерации).