Важнейшей задачей формирования единого информационного пространства системы мониторинга является создание предпосылок для решения ряда социально-экономических проблем Нижегородской области:
- увеличение налоговых поступлений в областной бюджет, благодаря созданию в рамках системы автоматических комплексов отслеживания потоков автотранспорта и выявления, как неплательщиков транспортного налога, так и нарушителей правил дорожного движения, для привлечения их к ответственности. Заложенные в концепцию системы возможности позволяют осуществить предлагаемые ГИБДД мероприятия в максимально короткие сроки;
- осуществление экологического мониторинга Нижегородской области с автоматическим оповещением всех заинтересованных служб о зарегистрированных тревожных событиях;
- осуществление мониторинга объектов инженерной, транспортной и технологической инфраструктуры повышенного риска (угрозы природного, техногенного, террористического характера): газо- и нефтепроводов, объектов водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, мостов, дамб и т.д.;
- регулирование и охрана объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- улучшение технического оснащения служб экстренной помощи;
- расширение сферы мониторинга в области целевого и рационального использования лесного фонда, контроля за сохранностью лесов, раннее обнаружение и пресечение пожаров, а также выявления незаконных пилорам, автотранспорта, перевозящего лес, и маршрутов его следования с целью пресечения нелегальной транспортировки древесины;
- пресечение незаконного оборота лома чёрных и цветных металлов, контрафактных и некачественных нефтепродуктов, спиртовой и ликёро-водочной продукции;
- создание автоматизированной системы аварийного мониторинга промышленных предприятий повышенной опасности на территории Нижегородской области, размещение полностью автоматизированных постов экологического мониторинга в районах с наиболее напряженной экологической обстановкой, а также продолжение работ по созданию автоматизированных постов системы контроля радиационной обстановки (АСКРО).
В целях улучшения реального осуществления руководством Нижегородской области контрольно-надзорных функций за состоянием безопасного проживания граждан Нижегородской области перспективным решением будет создание единого регионального антикризисного ситуационного центра (далее - АСЦ), как центра управления кризисными и чрезвычайными ситуациями.
Создание АСЦ не подменит собой существующие службы мониторинга областей, городов, районов, оно нацелено на осуществление функций мониторинга кризисных ситуаций, оперативного анализа и независимого контроля для немедленного, адекватного противодействия различных государственных органов и служб любым проявлениям чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминального, в том числе радиохимического и биологического характера. Создание АСЦ даст возможность быстрого управления силами и средствами, участвующими в локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
АСЦ на постоянной основе также обеспечивает анализ и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций, с целью их своевременного предупреждения.
Основными принципами построения АСЦ, обеспечивающего безопасность жизнедеятельности, являются:
- сохранение существующих систем сбора и передачи информационных ресурсов, механизмов управления в органах государственной власти, местного самоуправления, отраслях, службах районов, городов Нижегородской области;
- объединение и комплексирование на функциональной основе созданных и создаваемых информационных и технологических систем для решения задач в интересах обеспечения безопасности, жизнедеятельности и оперативного реагирования на происходящие чрезвычайные ситуации;
- модульность и открытость системы, т.е. возможность наращивания функциональных возможностей при увеличении числа решаемых задач, типов и количества взаимодействующих информационных систем и их адаптация к различным условиям применения;
- информационная безопасность - обеспечение защиты информации на всех уровнях системы в соответствии с категорией информации;
- этапность создания и ввода в действие системы;
- комплексное финансирование создания и поддержание работоспособности системы;
- приоритетность использования отечественных разработок, особенно в части обеспечения информационной безопасности;
- создание локальных и глобальных систем контроля и оповещения на опасных и особо опасных объектах;
- наличие единой распределенной по районам, городам и объектам базы данных с ядром в антикризисном ситуационном центре базового информационного ресурса;
- интегрированная система информационно - аналитического обеспечения, система поддержки принятия управленческих решений, а также обеспечение аналитических служб необходимой информацией;
- объединение подсистемы АСЦ структурой общих коммуникаций, интерфейсами, управляющими системами в полной взаимосвязи на уровне протоколов;
- наличие подвижных (автомобильных, речных и авиационных) средств (пунктов) управления и связи.
Данные принципы построения АСЦ обеспечиваются наличием единого интеллектуального ядра и позволяют организовать взаимодействие всех компонентов и человека в рамках единого подхода.
Возможности, создаваемые при внедрении единой системы мониторинга угроз безопасности и позволяющие решать широкий спектр задач по обеспечению безопасности различных объектов в любых сферах жизнедеятельности, отражены в нижеследующей таблице:
Таблица: Проблемы и задачи обеспечения безопасности объектов в различных сферах жизнедеятельности
и способы их решения при организации единой системы мониторинга угроз безопасности
на территории Нижегородской области