Недействующий

Об утверждении Концепции создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

5. Перспективы развития единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

Важнейшей задачей формирования единого информационного пространства системы мониторинга является создание предпосылок для решения ряда социально-экономических проблем Нижегородской области:

- увеличение налоговых поступлений в областной бюджет, благодаря созданию в рамках системы автоматических комплексов отслеживания потоков автотранспорта и выявления, как неплательщиков транспортного налога, так и нарушителей правил дорожного движения, для привлечения их к ответственности. Заложенные в концепцию системы возможности позволяют осуществить предлагаемые ГИБДД мероприятия в максимально короткие сроки;

- осуществление экологического мониторинга Нижегородской области с автоматическим оповещением всех заинтересованных служб о зарегистрированных тревожных событиях;

- осуществление мониторинга объектов инженерной, транспортной и технологической инфраструктуры повышенного риска (угрозы природного, техногенного, террористического характера): газо- и нефтепроводов, объектов водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, мостов, дамб и т.д.;

- регулирование и охрана объектов жилищно-коммунального хозяйства;

- улучшение технического оснащения служб экстренной помощи;

- расширение сферы мониторинга в области целевого и рационального использования лесного фонда, контроля за сохранностью лесов, раннее обнаружение и пресечение пожаров, а также выявления незаконных пилорам, автотранспорта, перевозящего лес, и маршрутов его следования с целью пресечения нелегальной транспортировки древесины;

- пресечение незаконного оборота лома чёрных и цветных металлов, контрафактных и некачественных нефтепродуктов, спиртовой и ликёро-водочной продукции;

- создание автоматизированной системы аварийного мониторинга промышленных предприятий повышенной опасности на территории Нижегородской области, размещение полностью автоматизированных постов экологического мониторинга в районах с наиболее напряженной экологической обстановкой, а также продолжение работ по созданию автоматизированных постов системы контроля радиационной обстановки (АСКРО).

В целях улучшения реального осуществления руководством  Нижегородской области  контрольно-надзорных  функций за состоянием безопасного проживания граждан Нижегородской области перспективным решением будет создание единого регионального антикризисного ситуационного центра (далее - АСЦ), как центра управления кризисными и чрезвычайными ситуациями.

Создание АСЦ не подменит собой существующие службы мониторинга областей, городов, районов, оно нацелено на осуществление  функций мониторинга кризисных ситуаций, оперативного анализа и независимого контроля для немедленного, адекватного противодействия различных государственных органов и служб любым проявлениям чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминального, в том числе радиохимического и биологического характера. Создание АСЦ даст возможность быстрого управления силами и средствами, участвующими в локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

АСЦ на постоянной основе также обеспечивает анализ и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций, с целью их своевременного предупреждения.

Основными принципами построения АСЦ, обеспечивающего безопасность жизнедеятельности, являются:

- сохранение существующих систем сбора и передачи информационных ресурсов, механизмов управления в органах государственной власти, местного самоуправления, отраслях, службах районов, городов Нижегородской области;

- объединение и комплексирование на функциональной основе созданных и создаваемых информационных и технологических систем для решения задач в интересах обеспечения безопасности, жизнедеятельности и оперативного реагирования на происходящие чрезвычайные ситуации;

- модульность и открытость системы, т.е. возможность наращивания функциональных возможностей при увеличении числа решаемых задач, типов и количества взаимодействующих информационных систем и их адаптация к различным условиям применения;

- информационная безопасность - обеспечение защиты информации на всех уровнях системы в соответствии с категорией информации;

- этапность создания и ввода в действие системы;

- комплексное финансирование создания и поддержание работоспособности системы;

- приоритетность использования отечественных разработок, особенно в части обеспечения информационной безопасности;

- создание локальных и глобальных систем контроля и оповещения на опасных и особо опасных объектах;

- наличие единой распределенной по районам, городам и объектам базы данных с ядром в антикризисном ситуационном центре базового информационного ресурса;

- интегрированная система информационно - аналитического обеспечения, система поддержки принятия управленческих решений, а также обеспечение аналитических служб необходимой информацией;

- объединение подсистемы АСЦ структурой общих коммуникаций, интерфейсами, управляющими системами в полной взаимосвязи на уровне протоколов;

- наличие подвижных (автомобильных, речных и авиационных) средств (пунктов) управления и связи.

Данные принципы построения АСЦ обеспечиваются наличием единого интеллектуального ядра и позволяют организовать взаимодействие всех компонентов и человека в рамках единого подхода.

Возможности, создаваемые при внедрении единой системы мониторинга угроз безопасности и позволяющие решать широкий спектр  задач по обеспечению безопасности различных объектов в любых сферах жизнедеятельности, отражены в нижеследующей таблице:

     Таблица: Проблемы и задачи обеспечения безопасности объектов в различных сферах жизнедеятельности
     и способы их решения при организации единой системы мониторинга угроз безопасности
     на территории Нижегородской области