ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2007 года № 40
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 17 августа 2006 года № 265
_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 4 июня 2018 года № 398
_______________________________________________________________________________
Правительство Нижегородской области постановляет:
Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 17 августа 2006 года № 265 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2007 год" (с изменениями на 28 сентября 2006 года) (далее - постановление) следующие изменения:
1. Изложить областную целевую программу "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2007 год", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 17 августа 2006 года № 265 (далее - Программа), в новой редакции согласно приложению.
2. Дополнить постановление пунктами 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 следующего содержания:
"6. Министерства и иные органы исполнительной власти Нижегородской области - исполнители Программы являются государственными заказчиками объектов Программы.
7. Государственные заказчики вправе передать часть функций заказчику-застройщику в установленном порядке.
8. Установить, что принимаются к финансированию:
- объекты капитального строительства, реконструкции, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта, (строительные работы на которых затрагивают конструктивные характеристики надежности и безопасности) при наличии проектно-сметной документации с положительным заключением управления Главгосэкспертизы России по Нижегородской области;
- объекты капитального и текущего ремонта, включая проектно-изыскательские работы, при наличии проектно-сметной (сметной) документации, согласованной с министерством экономики Нижегородской области.
9. Государственным заказчикам (заказчикам-застройщикам) представлять в министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области документы, необходимые для регистрации права государственной собственности Нижегородской области, в месячный срок с момента сдачи и ввода объектов в эксплуатацию.
10. Заместителю Губернатора, заместителю Председателя Правительства Нижегородской области по развитию имущественно-земельных отношений, предпринимательства, охране окружающей среды и объектов культурного наследия И.Б.Живихиной:
- по мере сдачи и ввода в эксплуатацию объектов Программы провести работу по оформлению государственной собственности Нижегородской области объектов Программы, финансирование которых осуществлялось полностью за счет областного бюджета или за счет областного и федерального бюджетов, за исключением объектов, финансирование которых осуществлялось на безвозмездной и безвозвратной основе;
- движимое и недвижимое имущество, приобретенное за счет средств областного бюджета, вносить в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области.
11. Заместителю Губернатора, заместителю Председателя Правительства Нижегородской области по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике В.А.Иванову осуществлять контроль за формированием и мониторингом финансирования объектов Программы.
12. Заместителю Губернатора, заместителю Председателя Правительства Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям В.И.Лимаренко осуществлять контроль по выполнению функций государственного строительного надзора объектов Программы и контроля за строительством объектов Программы.".
3. Пункт 6 постановления считать пунктом 13 соответственно.
Губернатор В.П. Шанцев
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 06.02.2007 № 40
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 17.08.2006 № 265
Наименование Программы | Областная целевая программа "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2007 год" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Закон Нижегородской области от 9 апреля 2001 года № 176-З "О Правительстве Нижегородской области" (с изменениями на 30 ноября 2006 года) |
Государственный заказчик Программы | Правительство Нижегородской области |
Разработчик Программы | Министерство экономики Нижегородской области |
Исполнители Программы | 1. Министерство экономики Нижегородской области |
Основная цель Программы | Создание материальной базы развития социальной и инженерной инфраструктуры для обеспечения решения главной стратегической цели - повышение качества жизни населения Нижегородской области |
Основные задачи Программы | 1. Повышение уровня обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры как городского, так и сельского населения области. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2007 год |
Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы | В 2007 году Программа предполагает финансирование за счет средств бюджетов всех уровней в сумме 6162184,0 тыс. рублей: |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Нижегородской области. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Рост объемов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры по сравнению с предыдущими годами. |
Основанием для разработки областной целевой Программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2007 год" является Закон Нижегородской области от 9 апреля 2001 года № 176-З "О Правительстве Нижегородской области" (с изменениями на 30 ноября 2006 года) и протокол совещания у Губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева от 22 мая 2006 года № 1-БР.
Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий (строительство и ввод в действие объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проектно-изыскательские работы, работы капитального характера), повышающих обеспеченность населения Нижегородской области объектами социальной и коммунальной инфраструктуры и оснащенность самих объектов системами отопления, водо- и газоснабжения.
В состав Нижегородской области входят 48 муниципальных районов и 4 городских округа. Исторически сложившиеся различия природно-климатического характера, системы расселения, структуры производства предопределили уровень экономического и социального развития территорий Нижегородской области (далее - Нижегородская область, область), их финансовые возможности.
Сравнение интегрального показателя социально-экономического развития конкретной территории со среднеобластными значениями позволяет отнести ее к одному из четырех уровней оценки состояния развития - высокий (выше 105% среднеобластного значения), средний (от 92,5% до 105% среднеобластного значения), низкий (от 80 % до 92,5% среднеобластного значения) и крайне низкий (менее 80% среднеобластного значения).
За последние годы по оценке министерства экономики Нижегородской области 35-36 (до 69%) муниципальных районов и городских округов области имеют высокий или средний уровень развития. В то же время уровень социально-экономического развития 1/3 всех районов области стабильно оценивается как низкий.
Низкий уровень обеспеченности территорий области объектами социальной и инженерной инфраструктуры и неравномерность их размещения - главная проблема социально-экономической дифференциации развития территорий. Выравнивание существующего уровня различий - задача, на решение которой направлена данная Программа.
На основании анализа уровня обеспеченности Нижегородской области, муниципальных районов и городских округов области объектами образования, здравоохранения, жилья, культуры, спорта, социальной защиты выявлены следующие общие для всей социальной и инженерной инфраструктуры проблемы.
1. Уровень обеспеченности Нижегородской области в целом по большинству объектов социальной и инженерной инфраструктуры ниже среднероссийских значений или федеральных нормативов.
2. Благоустройство жилищного фонда и оснащенность социальных объектов инженерными коммуникациями ни по одному из видов (водоснабжение, газоснабжение, канализация) не достигает 100%.
3. Объекты социальной и инженерной инфраструктуры имеют высокую степень физического и морального износа (износ основных фондов в 2004 году увеличился по сравнению с 2000 годом: по фондам коммунального хозяйства - с 36,1% до 54,2%, здравоохранения, физической культуре, социального обеспечения - с 32,4% до 43,4%, образования - с 27% до 37,7%, культуры - с 24,6% до 37%). Здания и сооружения построены по устаревшим типовым проектам, что увеличивает затраты на их содержание и не позволяет оказывать качественные услуги.
4. Объекты социальной и инженерной инфраструктуры крайне неравномерно размещены по территории муниципальных районов, городских округов области; более того, ряд территорий вообще не получают некоторые виды жизненно важных услуг (например, медицинская помощь отоларингологического профиля оказывается только в половине районов области, пульмонологического - только в 6 районах и двух городах, и т.д.).
5. Недостаточные уровень и качество, а также неравномерное распределение объектов социальной и инженерной инфраструктуры сдерживают достижение главной цели деятельности Правительства Нижегородской области - повышение качества жизни населения.
Глубина и острота указанных проблем была проанализирована и охарактеризована в разрезе конкретных направлений социальной системы региона.
Обеспеченность объектами образования населения Нижегородской области в целом удовлетворительная. Так, например, в 2004 году в дошкольных образовательных учреждениях области на 100 мест приходился 81 ребенок, в среднем по Российской Федерации - 92 ребенка. По числу дневных общеобразовательных школ область находится на 7 месте среди регионов Российской Федерации, но на 41 месте по числу учащихся, занимающихся во вторую смену.
Вместе с тем, если в среднем по области на 100 мест в детских дошкольных учреждениях приходится 81 ребенок, то в городских поселениях и сельской местности, соответственно, 99 и 56. В ряде районов области (Большемурашкинском, Бутурлинском, Вачском, Вознесенском, и др.) количество детей в детских дошкольных учреждениях составляет половину проектной мощности учреждений, что вызвано общим ухудшением демографической обстановки, а также низким уровнем доходов населения. В то же время в крупных городах и районах области (города Н.Новгород, Арзамас, Дзержинск, Балахнинский район) не хватает детских дошкольных учреждений, материальная база которых позволяет предоставлять качественные дополнительные услуги (тематические кружки, занятия, секции, бассейны).
Аналогичная ситуация сложилась в общеобразовательных школах области. Более чем в 30 муниципальных районах и городских округах области существующая мощность школ больше численности школьников. При этом в больших городах и районах области (Балахнинском, Выксунском, Кстовском, Павловском районах и г.Н.Новгороде) из-за недостатка учебных площадей до 20% учащихся вынуждены обучаться во 2 смену. В целом по области во вторую смену занимается 14% учащихся. При этом до 11,1% общеобразовательных учреждений, в которых обучается до 14 % учащихся, требуют капитального ремонта, и только 70% - имеют все виды благоустройства (при чем, если в городской местности данный показатель достигает 95,2%, то в сельской - всего 56,6%).
Таким образом, при внешнем благополучии, которое демонстрируют усредненные показатели, в обеспеченности населения области образовательными учреждениями (в частности, детскими дошкольными и школьными) существуют проблемы:
- неравномерное размещение образовательных учреждений;
- финансовые возможности территорий не позволяют строить объекты по современным проектам, позволяющим оказывать развивающие и оздоравливающие детей качественные услуги;
- высокий процент обучающихся школьников во вторую смену (за 2004/05 учебный год - 14%, что соответствует 41 месту среди регионов Российской Федерации).
Одним из наиболее важных показателей условий жизни населения является обеспеченность объектами системы здравоохранения. Это стационары, амбулатории, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты. В Нижегородской области несколько лучшее положение относительно России в целом по обеспеченности населения стационарными медицинскими учреждениями. В 2004 году в среднем по области на 10 тыс. чел. населения приходилось 116 больничных коек, это чуть выше среднего по Российской Федерации (112), однако, их размещение крайне неравномерно: в Володарском районе - 61, в Варнавинском - 70, в Вадском - 81. Особую проблему составляет обеспечение доступа населения к специализированной стационарной медицинской помощи. Например, на территории области развернуто 664 койки гастроэнтерологического профиля при установленном федеральном нормативе 530 коек. При этом обеспеченность койками данного профиля на 39,1% выше в г.Н.Новгороде, на 65,6% выше в г. Дзержинске, но в 41 районе области данный вид помощи вообще отсутствует. Ниже нормативного на территории области количество коек онкологического (помощь не оказывается в 26 районах), фтизиатрического профиля (помощь не оказывается в 36 районах), патологии новорожденных (помощь оказывается лишь в 7 районах и трех городах). Требуется повышение качества оказания медицинской помощи в учреждениях родовспоможения, создание межрайонных перинатальных центров.
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (по числу посещений в смену на 10 тысяч чел. населения) в Нижегородской области снизилась в 2004 году с 236,6 до 234,5 по сравнению с 2003 годом, в то время как по Российской Федерации в среднем она неизменно выше и составила в 2004 году 251,3. При недостаточной мощности поликлиник поток людей, пользующихся медицинскими услугами, гораздо выше: в Нижегородской области число больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, составило в 2004 году 762 человека из тысячи, а в среднем по Российской Федерации - 745 человек.
Материально-техническая база медицинских учреждений изношена. По итогам 2002 года в целом по области только 55,2% учреждений оборудованы водопроводом, 47,8% - канализацией, 51,7% - имеют центральное отопление. Наименьшую оснащенность имеют фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), большинство из них располагаются в ветхих зданиях, почти 20% зданий имеют износ 100%. Особенно плохая материально-техническая база сельских участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов - основного источника оказания медицинской помощи на селе.
Несмотря на то, что инвестиции, направленные на развитие отрасли "здравоохранение", в фактических ценах растут, их доля от общего объема инвестиций снижается (по итогам 2004 года она составляла 2,1%, за 2005 год - 1,6%).
В целом проблему обеспеченности населения объектами здравоохранения можно охарактеризовать как неудовлетворенную потребность в:
- реструктуризации коечного фонда наряду с созданием объектов специализированной помощи на территории муниципальных районов, городов области;
- увеличении мощности амбулаторно-поликлинических учреждений;
- оборудовании действующих объектов коммунальной инфраструктурой, повышении их технической оснащенности;
- ликвидации дефицита обеспеченности медицинским персоналом.
В Нижегородской области наибольшую потребность в строительстве учреждений культуры испытывают крупные города и районы области (число мест в культурно-досуговых учреждениях на 1000 жителей в 2004 году составило в среднем по области 69,7, в городах Н.Новгород - 7,4, Арзамас - 8,2, Дзержинск - 10,7). Такое же состояние и по библиотекам: в городах Н.Новгород, Арзамас число массовых библиотек на 10 тыс. населения составляет 0,9 ед. (по области - 3,6).
Число посещений музеев на 1000 человек населения в 2004 году составило по Российской Федерации - 517, в то время как по области - 285 (50 место среди регионов Российской Федерации).
В сельских районах области объекты культуры имеют более высокий уровень износа, расположены в нетиповых, приспособленных помещениях.
Объем и качество предоставляемых услуг культуры непосредственно проявляется в уровне образования и культуры нижегородцев, особенно подрастающего поколения.
Как и в предыдущие годы высока доля зданий клубов, требующих капитального ремонта, она составила 22,8%.
Таким образом, в сфере культуры отмечается тот же комплекс проблем, который обозначен в предыдущих разделах Программы.
В настоящее время уровень обеспеченности области спортивными залами более чем в два раза ниже федерального норматива (должно действовать 3149 спортивных залов, действует 1365), обеспеченность плоскостными сооружениями - лишь 24% от федерального норматива (должно действовать 10328, действует 2450).
В ряде районов области уровень обеспеченности названными типами спортивных сооружений ниже, чем в среднем по области. Так, уровень обеспеченности спортивными залами Балахнинского района составляет 25 % от федерального норматива, Городецкого района - 37%, Кстовского района - 39 %, Кулебакского района и г.Дзержинска - 29%, г.Нижнего Новгорода - 28%. Уровень обеспеченности плоскостными сооружениями Балахнинского района составляет 7% от федерального норматива, Кстовского и Пильнинского районов, городов Н.Новгорода - 12%, Дзержинска - 9%, Павловского района - 15%, Арзамаса - 16%, Володарского района - 18%, Семеновского района - 19%. Лишь в 16 городах и районах области работают бассейны, из которых два - 50-ти метровые, 8 нестандартных, остальные - 25-метровые.
В настоящее время пропускная способность всех спортивных объектов области составляет 3,3% от населения области. Для сравнения, аналогичный показатель в Республике Башкортостан составляет 6%, в Саратовской области - 18%, в Татарстане - 5%.
Низкая обеспеченность спортивными сооружениями, отсутствие современных многофункциональных спортивных сооружений особенно характерны для сельских районов области, где спортивные залы зачастую имеют нестандартные размеры, а имеющиеся спортивные объекты нуждаются в капитальном ремонте.