При разработке стратегии реализации приоритетного направления "Молодая семья" учитывается необходимость создания системы государственной и муниципальной поддержки приобретения жилья или строительства индивидуального жилья молодыми семьями в целях создания условий для формирования активной экономической позиции молодежи, высокой социально-экономической значимости проблемы обеспечения жильем молодежи, а также реальной возможности ее решения только при государственной и муниципальной поддержке.
Главной целью данного приоритетного направления является предоставление государственной и муниципальной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, возраст супругов в которых не превышает 30 лет (по некоторым программам 35 лет), признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечить предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первого взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
обеспечить условия для софинансирования приобретения жилья или строительства индивидуального жилья молодыми семьями за счет собственных средств граждан и кредитных (заемных) средств.
Общая численность потенциальных участников программы в городе Нижнем Новгороде составляет 3074 семьи, из них на 01.01.2006 зарегистрировано 672 молодые семьи, нуждаю-щихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, в рамках региональной программы развития сети информационных технопарков в Нижегородской области по данному направлению планируется предоставить возможность приобрести жилье еще 3700 молодым специалистам, как проживающим в Нижегородской области, так и приезжающим из других регионов.
Всего в период до 2010 г. планируется обеспечить квартирами 6774 молодые семьи, в т.ч. 3074 (100%) нуждающихся по социальным нормам в улучшении жилищных условий. Для этого необходимо 366 тыс.кв.м жилья. Для реализации подпрограмм в рамках данного приоритетного направления необходимо 7208 млн.руб., в т.ч. предполагается израсходовать из средств федерального бюджета 115 млн.руб., из областного бюджета 320 млн.руб. и из городского бюджета 1 062 млн.руб. (табл. 4.4).
Таблица 4.4
Объемы жилищного строительства и финансирования по приоритетному направлению "Молодая семья"
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Итого |
1. Количество молодых семей, получающих жилье - всего | 606 | 844 | 1 287 | 1 758 | 2 279 | 6 774 |
2. Ввод жилья для участников подпрограммы - всего, тыс.кв.м | 33 | 46 | 69 | 95 | 123 | 366 |
3. Финансирование жилищного стро-ительства по подпрограмме, млн. руб. | 603 | 877 | 1 371 | 1 908 | 2 449 | 7 208 |
в т.ч.: | ||||||
федеральный бюджет | 23 | 23 | 23 | 23 | 23 | 115 |
областной бюджет | 60 | 65 | 67 | 68 | 60 | 320 |
муниципальный бюджет | 142 | 165 | 196 | 240 | 318 | 1 062 |
частные инвестиции | 377 | 624 | 1 085 | 1 576 | 2 048 | 5 711 |
На территории города Нижнего Новгорода предполагается реализация ряда подпрограмм, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, основные показатели которых приведены в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Основные показатели реализации приоритетного направления
"Молодая семья" в период 2005-2010 гг. (в разрезе подпрограмм)
Количество участников, семей | Объем ввода жилья, | Объем финансирования, млн.руб. | |
1. Всего, | 6 774 | 366 | 7 208 |
в т.ч.: | |||
2. В порядке очереди на улучшение жилищных условий | 3 074 | 166 | 3 189 |
2.1. Областная ипотечная подпрограмма "Молодая семья" (модернизация действующей программы "Молодой семье- доступное жилье") | 591 | 32 | 668 |
2.2. Подпрограмма "Молодая семья" в рамках ФЦП "Жилище" | 1 250 | 68 | 1 347 |
2.3. Программа по обеспечению жильем молодых семей - высококвалифицированных работников бюджетной сферы | 1 030 | 55 620 | 946 |
3. Областная ипотечная подпрограмма "Молодые высококвалифицированные специалисты" | 3 700 | 200 | 4 019 |
Указанные программы различаются требованиями к участникам программы и объемом оказываемой государством поддержки, варьирующимся в зависимости от дохода молодых семей. Наименее обеспеченные семьи могут рассчитывать на больший объем субсидирования.