Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на высокий туристский потенциал области, туристские ресурсы используются рецептивными туроператорами недостаточно эффективно. Основными причинами является неразвитость туристской инфраструктуры области и неизвестность региона на туристском рынке вследствие "закрытости" Нижегородской области для российских и иностранных туристов до 1991 года.
В то же время, Нижегородская область имеет важное стратегическое положение и обладает, по сравнению с другими областями, рядом преимуществ.
Транспортная инфраструктура.
Нижегородская область находится на перекрестке важных авто-, ж/д-, водных и авиа- транспортных магистралей. Нижний Новгород располагает международным аэропортом, который является запасным аэропортом г.Москвы. В 1998 году европейский транспортный коридор № 2 был продлен до Н.Новгорода. Время полета из г.Москвы в г.Нижний Новгород составляет около 40 мин. Авиакомпания "Lufthansa" 3 раза в неделю осуществляет рейсы из Франкфурта-на-Майне в Нижний Новгород и обратно, связывая Нижегородскую область с более чем 120 странами мира. Внутренние рейсы осуществляют несколько российских авиакомпаний. Реконструкция нижегородского аэропорта и создание авиакомпании будет способствовать развитию международного туризма и повышению конкурентоспособности нижегородского турпродукта.
Горьковская железная дорога связывает Центральный, Северо-западный и Северный районы страны с Поволжьем, Уралом, Сибирью. Время проезда на скоростном поезде из Москвы в Н.Новгород составляет 4 часа 30 мин. На пассажирских линиях Москва - Нижний Новгород - Москва и Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Санкт-Петербург актуально внедрение системы подсоединения к основным составам специальных вагонов туристского назначения.
Нижний Новгород расположен на слиянии двух великих рек - Волги и Оки и равноудален на маршрутах: на южном направлении до Астрахани и на северо-западном - до Санкт-Петербурга, что обеспечивает конкурентные преимущества нижегородского турпродукта в сегменте круизного туризма. Одним из перспективных маршрутов является круиз "московская кругосветка" (или "золотая подкова") - маршрут по типу "кольцо" по двум великим рекам - Волге и Оке. Маршрут экономичен, интересен, непродолжителен и будет востребован на рынке ВВТ.
Туристские компании имеют на своем балансе около 20 комфортабельных пассажирских теплоходов, способных обеспечить за навигацию (с мая по октябрь) перевозку более 200 тысяч туристов и пассажиров. Однако большая часть судов требует реконструкции и переоборудования. Судоходные реки Волга и Ока с каждым годом обмеливают и требуют значительных средств на дноуглубительные работы, реки Ветлуга и Сура мало доступны даже для малых судов. Вследствие невозможности швартовки 3-4-х палубных теплоходов, многие города Нижегородской области остаются незадействованными в круизных маршрутах.
Основной парк автобусов (около 30 единиц) - иномарки - "Мерседес", "Неоплан", "Вольво", "Сетра", отработавшие на рынке 5-8 лет. В районах области туристов (особенно круизные группы) обслуживают автобусы типа - "ЛиАЗ" и "ПАЗ". Имеющийся автопарк не оборудован кондиционерами, что является непременным условием для приема иностранных туристов, частично оборудован биотуалетами и видео аппаратурой.
Состояние дорожно-транспортной инфраструктуры можно оценить как крайне неблагоприятное для развития ВВТ, особенно на маршрутах южного кольца Нижегородской области.
Инфраструктура размещения.
Инфраструктура размещения Нижегородской области (по данным 2003 года) представлена 179 коллективными средствами размещения, общей вместимостью 9,3 тыс. мест. Доля Нижегородской области в общем КСР в Российской Федерации (далее - РФ) составляет 2,1%. По числу КСР Нижегородская область находится на 11 месте в РФ.
Доля Нижегородской области в общем количестве КСР Приволжского федерального округа составляет 10%. Она занимает четвертое место по Приволжскому федеральному округу.
Таблица № 1
Коллективные средства размещения в субъектах РФ,
входящих в Приволжский федеральный округ
№ | Регион ПФО | Число организаций | Номерной фонд, | Число мест, | Коэффициент использования номерного фонда |
1 | Республика Башкортостан | 299 | 13,4 | 29,9 | 0,38 |
2 | Республика Татарстан | 255 | 10,8 | 28,3 | 0,33 |
3 | Самарская область | 186 | 11,4 | 28,3 | 0,29 |
4 | Нижегородская область | 179 | 9,3 | 22,7 | 0,31 |
5 | Пермская область | 142 | 7,4 | 17,6 | 0,44 |
6 | Саратовская область | 135 | 5,6 | 13,9 | 0,18 |
7 | Оренбургская область | 135 | 4,3 | 10,6 | 0,34 |
8 | Кировская область | 111 | 3,6 | 9,1 | 0,42 |
9 | Ульяновская область | 84 | 3,8 | 9,0 | 0,30 |
10 | Чувашская республика | 68 | 2,8 | 6,5 | 0,36 |
11 | Республика Удмуртия | 56 | 2,3 | 6,2 | 0,50 |
12 | Пензенская область | 53 | 2,7 | 8,2 | 0,23 |
13 | Республика Марий Эл | 45 | 1,8 | 5,2 | 0,28 |
14 | Республика Мордовия | 37 | 1,4 | 3,0 | 0,42 |
Всего по ПФО | 1785 | 80,6 | 198,6 | 0,33 |