Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007-2011 годах" (с изменениями на 7 октября 2008 года)

Развитие круизного туризма в Нижегородской области

Нижегородская область имеет выгодное географическое положение и располагает достаточными ресурсами для развития круизного туризма. Наличие судоходных рек - Волги и Оки, равноудаленность Н.Новгорода  (располагающего международным аэропортом) на маршрутах как до Санкт-Петербурга, так и до Астрахани, крупных туроператоров по круизному туризму, способствуют активному развитию рынка речных круизов.

Круизный туризм вносит большой вклад в развитие областной экономики. Один туроператор в сегменте круизного туризма обслуживает более 14 тыс. туристов и 60 тыс. экскурсантов в год, объем услуг крупных операторов ежегодно составляет около 200-260 млн. руб., платежи в областной и местный бюджеты и внебюджетные фонды составляют более  19,7 млн. руб.

Наличие на рынке одного теплохода создает от 50 до 200 рабочих мест,  увеличивает объем туристских услуг до 40 млн. руб. и до трех миллионов в год налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Благодаря организации экскурсий для круизных туристов к местным достопримечательностям, сохраняются и восстанавливаются объекты историко-культурного наследия, увеличивается реализация сувенирной и сельскохозяйственной продукции и, соответственно, доходы местного населения.

Туроператоры  формируют речные круизы по рекам: Волге, Дону, Каме, каналу Москвы, Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому водному пути, рекам северо-запада, Ладожскому и Онежскому озерам. Основные маршруты: Москва, Санкт-Петербург (с заходом на острова Валаам и Кижи), Астрахань с остановкой в Макарьево, Пермь, Углич, Ярославль, Ростов-на-Дону, Беломорск и др. На маршрутах нижегородских операторов используются теплоходы проекта 92-016 типа "Георгий Жуков", "Михаил Фрунзе", "Михаил Калинин", проекта 588 типа "Космонавт Гагарин", проекта 305 типа "Алдан" и "Борис Чирков".

Четырехпалубные теплоходы (их всего три) располагают каютами со всеми удобствами, салонами для отдыха, ресторанами и барами. На некоторых оборудованы сауны и установлены бассейны. Трехпалубные теплоходы, как правило, имеют лишь частичные удобства. Теплоходы проектов КУ-040 типа «Максим Горький» на нижегородском рынке практически отсутствуют, что не позволяет развивать въездной туризм и работать с  иностранными туристами.

Тенденция развития рынка круизного туризма характеризуется устойчивым ростом спроса на круизные маршруты. Причем в спросе доминирует сегмент потребителей комфортабельного отдыха с максимальным комплексом разнообразных дополнительных услуг на самом теплоходе (тренажерный и кинозалы, массажный кабинет и т.д.). Swot-анализ потенциала свидетельствует о необходимости модернизации и переоснащении материальной базы круизного туризма для привлечения наиболее выгодных потребительских сегментов.

На пути развития круизного туризма в Нижегородской области стоят несколько глобальных проблем: отсутствие развитой туристской инфраструктуры (необорудованность причалов, обмеления русла Волги и Оки, отсутствие оборудованных зеленых стоянок), высокая степень изношенности судов, высокие затраты на техническое переоборудование и реконструкцию круизных судов, недостаток рекламно-информационных материалов и слабое продвижение турпродукта на российский и международные туристские  рынки и другие.

       1. Развитие круизной инфраструктуры.

В целях развития круизного туризма в Нижегородской области и Поволжье необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на развитие круизной инфраструктуры в крупных туристских центрах Нижегородской области:

- провести научно-исследовательские работы и комплекс дноуглубительных, берегоукрепительных работ, работ по реконструкции или строительству причалов, работ по благоустройству и прокладке сетей инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры  в круизных центрах области: г.Городце, г.Чкаловске, г.Балахне, г.Павлово, п.Макарий, п.Васильсурске, Богородском, Вачском и Сокольском районах;

- внести корректировки в график движения пассажирских судов, мест и продолжительности стоянок, согласовать изменения с Федеральным агентством морского и речного транспорта, Волжским пароходством, круизными компаниями;

- организовать систему туров выходного дня и разработать туристские маршруты по области с использованием малых судов;  

- разработать концепцию тематических маршрутов по Волге и Оке с целью создания новых турпродуктов;

- провести рекламно-информационные туры для российских и зарубежных туроператоров по круизному туризму и СМИ;

- подготовить рекламно-информационную  продукцию, демонстрирующую туристский продукт круизного туризма;

- сформировать и направить предложения в Федеральное агентство по туризму и Координационный совет по развитию индустрии туризма "Регионы России - Московское Соглашение" для включения в разрабатываемые проекты федеральных программ развития круизного туризма;

Также совместно с органами местного самоуправления Нижегородской области необходимо подготовить инвестиционные предложения для инвесторов с целью развития объектов инфраструктуры причальных территорий  (строительство кафе, сувенирных салонов и прочее).

Наличие обустроенных причалов, приемлемых глубин для подхода 4-х палубных судов и безопасной швартовки к причалам,  позволит принимать ежегодно не менее 50 теплоходов в одном туристском центре. Количество турпотока составит ежегодно не менее 100 тыс. чел.

2. Строительство в Нижегородской области круизных судов.

Планируется реализация инвестиционного проекта по строительству на базе нижегородских судостроительных заводов круизных судов нового типа. Четырехпалубный теплоход, пассажировместимостью до 200 чел (туркласс) и до 130 чел. (VIP)  -  "Золотое кольцо" класса "река" имеет ряд преимуществ.

Уникальность теплохода состоит в том, что:

- он может проходить по рекам с ограниченными глубинами и извилистым фарватером, под мостами в Москве (это позволяет делать маршруты по типу "кругосветка" или "золотая подкова"  по Оке, Волге и каналам Москвы). С учетом обмеления рек проект с каждым годом становится все более актуальным;

- применение нового движительно-рулевого комплекса с использованием гребных колес, позволяет повысить управляемость, маневренность и устойчивость судна на курсе, возможность выхода пассажиров при необорудованном береге;

- комфортабельность и современное оборудование средства размещения, низкий уровень шума и наличие балконов для пассажиров создает дополнительные преимущества;

- высокая экономичность судна, меньшая грузоподъемность, большая скорость, меньшая экологическая нагрузка делают его более выгодным по отношению к аналогичным проектам импортного производства;

- стоимость строительства судов в России на 30% дешевле, чем за рубежом (нет расходов на растаможивание и более дешевая рабочая сила).

Стоимость строительства одного судна составляет 10-15 млн. долларов США (в зависимости от отделки и оборудования). Срок строительства - 2 года. Срок окупаемости 8-10 лет. Валовая ежегодная прибыль от эксплуатации судна составит около 600-800 тыс. евро.   

Актуальность проекта обусловлена: старением имеющегося круизного флота  (в основном судам уже по 40-50 лет, через 15-20 лет наступит физический износ судов и встанет вопрос о дальнейшей перспективе развития круизного туризма в России). Потребность в судах существует на внутреннем и на внешнем  рынке.

Содействие в реализации указанного инвестиционного проекта представляет важное значение для Нижегородской области: