Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007-2011 годах" (с изменениями на 7 октября 2008 года)

IX. Зарубежный опыт государственной поддержки въездного туризма (на примере Турции и Канады)

Опыт разных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.

Разработанные в ряде стран государственные программы стимулирования въездного туризма предусматривают льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров.

В этом отношении показателен опыт Турции, где за первые два года реализации правительственной программы развития въездного туризма в 2001-2020 годах были достигнуты значительные результаты.

Бюджет правительственной программы составляет 450 млн. $, из которых 250 млн.$ направлено на поддержку существующих объектов туристской инфраструктуры, 100 млн.$ - на развитие инфраструктуры въездного туризма (транспортная инфраструктура, средства размещения, организации общественного питания и т.д.), 100 млн.$ - на продвижение национального турпродукта на международном рынке.

В рамках программы все льготы определяются специальным сертификатом, для получения которого устанавливается минимальная сумма инвестиций в туристскую отрасль как в неприоритетных, так и в приоритетных регионах и зонах свободной торговли.

Местным и иностранным инвесторам в туризм предоставляют следующие льготы:

- инвестиционная поддержка по налогам;

- сокращение налога на добавленную стоимость на 8-10% с целью легализации активов;

- освобождение от таможенных пошлин на ввозимые машины и оборудование;

- льготные кредиты;

- поддержка частных авиакомпаний путем субсидирования.

Льготы по налогам и сборам означают:

- освобождение от таможенного налога машин и оборудования, которые должны быть завезены согласно льготному сертификату;

- освобождение от таможенного налога ряда машин и оборудования независимо от наличия льготного сертификата;

- скидки на корпоративный налог (от 30 до 100%);

- освобождение от уплаты части подоходного налога с заработной платы рабочих, занятых в регионах высокой степени приоритетности.

Согласно закону по стимулированию туризма, ряд льгот предоставляется в Турции и туроператорам. Их доходы от туристской деятельности облагаются корпоративным налогом лишь на пятую его часть. 20% доходов от туризма, полученных в иностранной валюте и проконвертированных в турецкие лиры, освобождаются от налогообложения в течение 10 лет со дня создания предприятия.

Благодаря финансовой поддержке государства, туристская отрасль в Турции за последние 5 лет переживает настоящий бум.



Другим примером, демонстрирующим активное участие государства в развитии отрасли, является реализация программы развития туризма до 2010 года в канадской провинции Британская Колумбия.

Цель программы:

- Повысить количество туристов, особенно туристов с высокими доходами;

- Повысить объем инвестирования частного капитала;
- Повысить интенсивность использования существующих ресурсов.




Действия:

- Бюджет затрат на маркетинг: $50млн.

- Инвестиции в транспортную инфраструктуру: $1600 млн.

- Создание конкурентной среды:

--  Уменьшение налогообложения на треть на ближайшие 3 года;

--  Создание системы быстрой регистрации мелкого и среднего бизнеса;

--  Внесение поправок в законодательство в целях увеличения доступа малого и среднего бизнеса к венчурному капиталу.

-   Инвестиции в обучение:

$1,2 млн. инвестиций в создание центров обучения и подготовки кадров.


Вывод: для достижения цели по завоеванию Нижегородской областью на рынке въездного и внутреннего туризма определенной доли необходимо также учитывать государственную политику, формирующую конкурентные преимущества не только субъектов Российской Федерации, но и других государств. За потенциальные туристские потребительские  рынки, например, немецкий, как самый приоритетный - на рынке международного туризма ведется жесткая конкуренция со стороны стран всего мира. Перераспределить долю на рынке ВВТ возможно только при помощи государственной поддержки, позволяющей формировать  качественный и конкурентный по цене турпродукт.