По состоянию на 1 января 2006 года жилищный фонд города Нижнего Новгорода составляет 26190,6 тыс. кв.м., в том числе частный - 16963 тыс. кв.м. (64%). Уровень обеспеченности населения города жильем составляет 20,3 кв.м (в среднем по Нижегородской области - 21,6 кв. м)
В 2004 году ввод жилья составил 366,4 тыс. кв. м., в 2005 году введено 361,7 тыс. кв. м. За последние 5 лет средний ежегодный темп роста объемов жилищного строительства составил 115%., темп роста индивидуального жилищного строительства - 116%. Анализ указанного показателя за период с 1970 года по настоящее время показал, что на территории города максимальный объем ввода жилья за счет всех источников финансирования был достигнут в 1988 году и составил 717,3 тыс. кв. метров.
В 2004 году индивидуальными застройщиками было введено 29,4 тыс. кв. м жилья, а в 2005 году объемы по данному виду строительства оцениваются на уровне 35,1 тыс. кв.
По состоянию на 1 января 2006 года площадь жилищного фонда, относимого согласно статистическому учету к категории "ветхого", составляет 463,3 тыс. кв. м. (таблица 1.1). Фактическая же площадь жилищного фонда, имеющего уровень износа более 60%, в городе Нижнем Новгороде во много раз превышает данный показатель.
Таблица 1.1
Динамика жилищного строительства и обеспеченности населения жильем
Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ИТОГО |
1. Площадь жилого фонда (тыс. кв. м.) | 25 198,9 | 25 428,0 | 25 603,0 | 25 921,0 | 26 271,0 | 26 271,0 |
2. Общий ввод жилья (тыс. кв. м.) | 231,3 | 168,0 | 232,0 | 361,0 | 380,0 | 1 372,3 |
2.1. темп роста к предыдущему году (%) | 92,1 | 89,3 | 126,5 | 140,2 | 98,7 | |
3. Площадь муниципального ветхого жилого фонда (тыс. кв.м.) | 429,1 | 404,9 | 421,7 | 416,8 | 463,3 | 463,3 |
3.1. в том числе аварийный фонд (тыс.кв.м.) | 3,8 | 2 | 2,5 | 3,2 | 3,4 | 3,4 |
4. Ликвидация муниципального ветхого фонда (тыс. кв.м.) | 5,8 | 4,2 | 12,4 | 6,3 | 7,6 | 36,3 |
5. Уровень обеспеченности населения жильем (кв.м./чел.) | 18,8 | 18,9 | 19,4 | 19,8 | 20,2 | 20,3 |
Все постоянное население (тыс. чел.) | 1 340,9 | 1 317,4 | 1 305,1 | 1 297,6 | 1 291,8 | 1 291,8 |
В 2004 году было ликвидировано 6,3 тыс. кв. м. ветхого муниципального жилого фонда, а в 2005 году - 7,6 тыс. кв. м. В основной массе ликвидация ветхого жилья происходила в районах города, где велось строительство нового жилья и требовалось производить расселение жильцов и снос строений.
С 2000 года по 2005 год муниципальный ветхий жилищный фонд возрос с 429,1 тыс. кв. м до 483,6 тыс. кв. м. При этом для расселения было выделено 4166 квартир общей площадью 271,0 тыс.кв.м. На 1 января 2006 года в жилых домах, отнесенных к категории ветхих, проживает 7178 семья.
Для удовлетворения потребности и платежеспособного спроса в жилье в Нижнем Новгороде необходимо ежегодно вводить не менее 2,0 млн. кв. м, а всего в период до 2011 года объем жилищного строительства должен составить не менее 4961 тыс. кв. м, в том числе по участкам комплексного освоения - 4064 тыс. кв. м.
Одним из целевых показателей Программы является выход к 2010 году на ввод жилья более 1 кв. м на душу населения ежегодно.
Сводные показатели по прогнозируемым объемам жилищного строительства приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
Прогноз ввода жилья по Программе
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | Итого |
1. Общий планируемый объем ввода жилья по Программе | 458 | 543 | 817 | 1415 | 1728 | 4961 |
2. Ввод в эксплуатацию жилого фонда с новых земельных участков (тыс. кв.м.) | 24 | 112 | 795 | 1405 | 1728 | 4064 |
Примечание: Адресный перечень перспективных участков, предназначенных для комплексного освоения в целях жилищного строительства на период до 2011 года и график их освоения, приведен в приложении 1 к Программе.
В соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации отвод земельных участков под жилищное строительство осуществляется на аукционе. А для повышения инвестиционной привлекательности данных участков требуется, чтобы они были оснащены необходимой коммунальной инфраструктурой.
Поэтому особую задачу при реализации программ жилищного строительства представляет собой обеспечение комплексности жилой застройки, обеспечение территории города со сложившейся и новой жилой застройкой необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой.
На сегодняшний день жилые территории наименее обеспечены объектами социальной инфраструктуры местного уровня, прежде всего объектами социального обеспечения, физической культуры, спорта, культуры и гаражного хозяйства. Нехватка объектов бытового обслуживания наиболее остро ощущается в районах нового жилищного строительства.
Сложной остается ситуация в обеспеченности территории города объектами инженерной инфраструктуры. В последние годы значительно возросло потребление энергетических ресурсов, увеличился накопленный износ оборудования, коммуникаций, который составляет около 60-80%.
В сложившейся ситуации требуется замена ветхого оборудования, внедрение новой техники и технологий. Для решения данных проблем необходима государственная поддержка и привлечение значительных, в том числе внебюджетных средств.
При разработке Программы проведен анализ ситуации в обеспеченности города объектами транспортной инфраструктуры. Основные проблемы транспортного обслуживания обусловлены: недостаточным развитием скоростного внеуличного транспорта, недостаточным количеством и высоким износом подвижного состава общественного транспорта, недостатком дополнительных транспортных магистралей, в том числе мостов, дорожных развязок и, как следствие, перегруженностью дорожно-транспортной сети и транспортных узлов.
Кроме того, численность занятых в отрасли "строительство" за последние годы сокращалась. Так, в 2004 году она составляла 32 тыс. чел., в 2005 - 30,9 тыс. чел. По оценочным данным в 2006 году численность занятых в отрасли "строительство" составит 29,8 тыс. чел. Таким образом, наблюдается ежегодное снижение численности в строительстве на 3,4%. Для ежегодного ввода на территории Нижнего Новгорода не менее 2 млн. кв. м. жилья (как предусмотрено Программой) необходимо увеличить количество строителей в 5 раз (т.е. с 29,8 тыс. чел. до 149 тыс. чел.) при экстенсивном развитии отрасли и в 2-3 раза - при условии внедрения передовых строительных технологий. Очевидно, что специалистов - строителей, имеющихся на территории города в настоящее время, явно недостаточно. В случае приглашения строителей из других регионов остро встанет проблема с их территориальным размещением.
Кроме того, актуальность разработки настоящей Программы определяется наличием целого ряда разноплановых городских проблем: