Основание для разработки Программы: Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года № 1024-р, распоряжение Правительства Нижегородской области от 20 апреля 2006 года № 277-р "О развитии информатизации в Нижегородской области".
Существующие проблемы.
Развитие и широкое применение информационных технологий всеми слоями общества является глобальной тенденцией мирового развития. Для процесса перехода от индустриального общества к информационному характерно, что информация и знания становятся движущей силой социально-экономического развития наряду с такими традиционными факторами, как природные, трудовые и финансовые ресурсы. Информационно-коммуникационная инфраструктура становится в один ряд с другими обеспечивающими инфраструктурами, такими как транспортная, энергетическая инфраструктуры.
Несмотря на улучшение ситуации с внедрением и использованием информационных технологий в Нижегородской области, в целом уровень их использования остается недостаточным, что является характерным для большинства субъектов Российской Федераци. Основная доля бюджетных расходов приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что свидетельствует о недостаточном техническом оснащении, а, следовательно, низком уровне развития прикладных решений.
Так, в Нижегородской области органами государственной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления Нижегородской области тратится около 52% всех расходов на информатизацию - на приобретение компьютерной техники, 32% - на приобретение программного обеспечения.
На начальной стадии развития находятся основные территориальные базы данных, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного и муниципального управления. Практически не производится предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В Нижегородской области не более 5% государственных услуг оказывается в электронном виде. Несмотря на то, что органами государственной власти Нижегородской области сформировано и функционирует более 80 территориальных баз данных, содержащих учетную информацию об объектах государственного управления, многие из них не отвечают современным требованиям государственного управления и не позволяют принимать оперативные управленческие решения.
Эта ситуация, обусловленная во многом низким уровнем информационно-технологического оснащения органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области, усугубляется отсутствием механизмов обеспечения согласованного развития территориальных информационных систем и необходимой инфраструктуры для их взаимодействия.
Результатом является дублирование бюджетных расходов на информатизацию и сложность межведомственного взаимодействия. Обеспечение безопасности территориальных информационных систем не соответствует современным требованиям. Уровень подготовки населения региона и служащих органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области по владению навыками использования современных информационных технологий также остается недостаточным. Нет единой системы мониторинга хода реализации проектов в сфере внедрения информационных технологий, а также системы контроля качества, учета и последующего тиражирования успешно себя зарекомендовавших решений. Отсутствует необходимая нормативно-правовая основа для эффективного использования возможностей современных информационных технологий в деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области.
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить требуемое повышение качества государственного и муниципального управления, а также предоставления услуг населению и организациям Нижегородской области на основе информационных технологий и серьезно снижает эффективность бюджетных расходов на создание и развитие территориальных информационных систем и ресурсов.
Перечисленные проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий, носят комплексный межведомственный характер. Решение указанных проблем требует консолидации ресурсов, проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий всех органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области по внедрению информационных технологий, что возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода. Альтернативные подходы приведут к избыточным бюджетным расходам и не позволят оптимально разрешить актуальные проблемы информатизации региона.
Можно выделить следующие наиболее существенные риски успешной реализации Программы:
- риск пассивного сопротивления распространению и внедрению органами государственной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления Нижегородской области (далее совместно - органы государственной власти и местного самоуправления) результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствия мотивации их использования. В целях минимизации данного риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы формировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных органов государственной власти и органов местного самоуправления для планирования и оперативной координации их выполнения;
- риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения. Данный риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой многосторонней экспертизы проектных решений и получаемых результатов;
- риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В целях минимизации данного риска в состав мероприятий Программы предполагается включить создание системы мониторинга использования информационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления и контроля достижения запланированных результатов ее реализации, организовать каналы обратной связи для получения информации о соответствии работ, выполняемых в рамках Программы, основным потребностям в области повышения эффективности использования информационных технологий в государственном управлении;
- риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других программ и проектов внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. В целях минимизации данного риска в рамках выполнения Программы планируется обеспечить реализацию задач, имеющих комплексный межведомственный характер и затрагивающих интересы многих органов государственной власти и местного самоуправления.
Необходимо также предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программы соответствующими законами и нормативными правовыми актами.
Использование программного метода для управления внедрением и использованием информационных технологий, ходом последующей реализации инициатив и использованием создаваемых активов обеспечит:
- достижение целей информатизации региона;
- координацию и исключение дублирования работ по формированию и совместному использованию единых информационных систем и ресурсов;
- использование оптимальных, апробированных и рекомендованных к использованию при построении "электронных правительств" технологических архитектур и решений;
- совместимость информационных систем и межведомственное взаимодействие на региональном уровне, а также с информационными системами и ресурсами федерального и муниципального уровня;
- повышение эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств на цели развития информационных технологий.
Необходимость разработки Программы согласуется с рекомендациями, содержащимися в Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года № 1024-р, согласно которой в субъекте Российской Федерации должна быть принята соответствующая программа региональной информатизации в целях повышения эффективности бюджетных расходов и планирования деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению региональной информатизации.
План мероприятий информатизации на текущий год утверждается распоряжением Губернатора Нижегородской области в соответствии с распоряжением Губернатора Нижегородской области от 29 октября 2004 года № 1220-р "Об информатизации органов государственной власти, подчиненных Губернатору Нижегородской области, и органов местного самоуправления Нижегородской области на 2005 год".
В рамках настоящей Программы возможна разработка ведомственных подпрограмм, обеспечивающих высокую социально-экономическую эффективность.