Действующий

О Концепции сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Нижнего Новгорода

  2. Основы сохранения культурного наследия


В соответствии с нормами международного права и российского законодательства каждый объект культурного наследия:

- представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия;

- обладает особенностями, послужившими основанием для отнесения его к ОКН и подлежащими обязательному сохранению;

- является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения;

- представляет собой объект градостроительной деятельности особого регулирования;

- ограничивает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

- влияет на решение вопросов в отношении объектов, непосредственно связанных с объектами культурного наследия.

Указанные особенности ОКН определяют их сложный видовой и типологический состав, а также межведомственный характер отношений в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации ОКН.

К основным отношениям в области охраны культурного наследия действующим законодательством отнесены:

- отношения в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации ОКН;

- отношения, связанные с землепользованием;

- имущественные отношения, возникающие в связи с владением, пользованием и распоряжением объектами недвижимости, отнесенными к ОКН;

-  отношения, связанные с градостроительной деятельностью;

- отношения, регулирующие вопросы проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, которые могут оказывать влияние на ОКН.

Прочие отношения в области охраны культурного наследия регулируются гражданским законодательством, земельным законодательством, законодательством о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством об охране окружающей среды, законодательством об административной и уголовной ответственности и иными разделами законодательства с учетом положений Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Принимая во внимание сложный и многообразный характер межведомственных отношений в области охраны культурного наследия, а также их влияние практически на все сферы социально-экономической деятельности, решение вопросов обеспечения сохранности ОКН целесообразно осуществлять на основе долгосрочной государственной политики, формируемой (корректируемой) исходя из системы приоритетов, учитывающих все необходимые аспекты обеспечения сохранности объектов культурного наследия.

     Законодательные основы


Основой сохранения культурного наследия является соответствующая нормативно-правовая база международного, федерального и регионального уровней. В том числе:

- Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

- постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры", приказ Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203 "Об утверждении "Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры", приказ Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года № 33 "Об утверждении "Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР", в части, не противоречащей Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

- отдельные нормы, направленные на урегулирование правоотношений по охране культурного наследия, содержащиеся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, федеральных законах "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", "О приватизации государственного и муниципального имущества", законодательстве, регулирующем бюджетные отношения и иных актах;

- иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Нижегородской области в сфере охраны культурного наследия.

В основу настоящей Концепции положены следующие положения действующего законодательства:

- под государственной охраной ОКН понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение ОКН, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием ОКН в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

- в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты;

- градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности ОКН и всех исторически ценных  градоформирующих объектов данного поселения;

- земельные участки в границах территорий ОКН, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - госреестр), а также в границах территорий выявленных ОКН относятся к землям историко-культурного назначения;