ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2006 года № 395


О Концепции сохранения и эффективного использования объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных
на территории Нижнего Новгорода



В целях повышения эффективности деятельности в сфере сохранения культурного наследия Нижнего Новгорода, выработки механизма многоканального финансирования и создания условий для регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности на территории города с учетом выявления градостроительного и историко-культурного потенциала объектов культурного наследия Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Нижнего Новгорода (далее - Концепция).

2. Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области на основе данной Концепции разработать план мероприятий по сохранению и эффективному использованию объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижнего Новгорода, на 2007-2011 годы и внести его на рассмотрение Правительства Нижегородской области до 27 февраля 2007 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по развитию имущественно-земельных отношений, предпринимательства, охране окружающей среды и объектов культурного наследия И.Б.Живихину.



Губернатор                                                                                                       В.П. Шанцев


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 29.11.2006 № 395

          

  

Концепция
сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры), расположенных на территории
Нижнего Новгорода

          

    Структура Концепции


1. Культурное наследие в современном обществе.

2. Основы сохранения культурного наследия.

3. Государственная политика в области сохранения культурного наследия как фактора устойчивого развития Нижнего Новгорода.

4. Культурное наследие Нижегородской области и Нижнего Новгорода.

5. Основные проблемы, связанные с исторической застройкой Нижнего Новгорода.

6. Градостроительные аспекты сохранения культурного наследия Нижнего Новгорода.

7. Инвентаризация объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижнего Новгорода, как составная часть информационных ресурсов, необходимых для выработки управленческих решений по их сохранению и эффективному использованию.

8. Предлагаемые способы сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижнего Новгорода.

Предлагаемая Концепция разработана с целью осмысления сложившейся ситуации в сфере охраны культурного наследия Нижнего Новгорода и поиска возможных путей повышения эффективности охраны культурного наследия через выработку механизма многоканального финансирования и создание условий для регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности на территории Нижнего Новгорода с учетом выявления градостроительного и историко-культурного потенциала объектов культурного наследия.

Данная Концепция разработана с целью:

- проанализировать законодательные и финансово-экономические основы сохранения культурного наследия;

- охарактеризовать основные проблемы, связанные с исторической застройкой Нижнего Новгорода;

- выявить градостроительные аспекты сохранения культурного наследия Нижнего Новгорода;

- подвести итоги инвентаризации объектов культурного наследия (далее - ОКН) и выявленных объектов культурного наследия (далее - ВОКН), расположенных на территории Нижнего Новгорода;

- предложить возможные способы сохранения и эффективного использования ОКН (ВОКН) с целью разработки плана мероприятий по сохранению и эффективному использованию объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижнего Новгорода, на 2007-2011 годы.

     1. Культурное наследие в современном обществе


Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.

Согласно требованиям Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности ОКН всех видов и категорий в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

ОКН обладают уникальным, постоянно накапливающимся историко-культурным потенциалом и представляют собой один из основных ресурсов народов Российской Федерации, который в настоящее время сильно недооценен обществом (в том числе, как одна из основных национальных идей, способных консолидировать общество) и, как следствие, в должной мере невостребован.

ОКН должны быть активно включены в процесс социально-экономического развития общества при обязательном обеспечении их сохранности с использованием правовых, экономических и нравственных регуляторов.

   

  2. Основы сохранения культурного наследия


В соответствии с нормами международного права и российского законодательства каждый объект культурного наследия:

- представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия;

- обладает особенностями, послужившими основанием для отнесения его к ОКН и подлежащими обязательному сохранению;

- является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения;

- представляет собой объект градостроительной деятельности особого регулирования;

- ограничивает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

- влияет на решение вопросов в отношении объектов, непосредственно связанных с объектами культурного наследия.

Указанные особенности ОКН определяют их сложный видовой и типологический состав, а также межведомственный характер отношений в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации ОКН.

К основным отношениям в области охраны культурного наследия действующим законодательством отнесены:

- отношения в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации ОКН;

- отношения, связанные с землепользованием;

- имущественные отношения, возникающие в связи с владением, пользованием и распоряжением объектами недвижимости, отнесенными к ОКН;

-  отношения, связанные с градостроительной деятельностью;

- отношения, регулирующие вопросы проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, которые могут оказывать влияние на ОКН.

Прочие отношения в области охраны культурного наследия регулируются гражданским законодательством, земельным законодательством, законодательством о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством об охране окружающей среды, законодательством об административной и уголовной ответственности и иными разделами законодательства с учетом положений Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Принимая во внимание сложный и многообразный характер межведомственных отношений в области охраны культурного наследия, а также их влияние практически на все сферы социально-экономической деятельности, решение вопросов обеспечения сохранности ОКН целесообразно осуществлять на основе долгосрочной государственной политики, формируемой (корректируемой) исходя из системы приоритетов, учитывающих все необходимые аспекты обеспечения сохранности объектов культурного наследия.

     Законодательные основы


Основой сохранения культурного наследия является соответствующая нормативно-правовая база международного, федерального и регионального уровней. В том числе:

- Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

- постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры", приказ Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203 "Об утверждении "Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры", приказ Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года № 33 "Об утверждении "Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР", в части, не противоречащей Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

- отдельные нормы, направленные на урегулирование правоотношений по охране культурного наследия, содержащиеся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, федеральных законах "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", "О приватизации государственного и муниципального имущества", законодательстве, регулирующем бюджетные отношения и иных актах;

- иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Нижегородской области в сфере охраны культурного наследия.

В основу настоящей Концепции положены следующие положения действующего законодательства:

- под государственной охраной ОКН понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение ОКН, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием ОКН в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

- в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты;

- градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности ОКН и всех исторически ценных  градоформирующих объектов данного поселения;

- земельные участки в границах территорий ОКН, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - госреестр), а также в границах территорий выявленных ОКН относятся к землям историко-культурного назначения;

- ОКН могут находиться в любой форме собственности - федеральной, региональной, муниципальной, частной и иной;

- собственник ОКН несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия.

Правовая база требует дальнейшего совершенствования и развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Стратегические организационно-управленческие и организационно-правовые мероприятия в этом направлении:

паспортизация ОКН;

разработка проекта закона Нижегородской области об объектах культурного наследия в Нижегородской области;

разработка проекта закона Нижегородской области об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в Нижегородской области;

разработка проекта Положения о конкурсе на лучшее содержание и использование ОКН;

разработка проектов зон охраны ОКН;

принятие нормативных правовых актов по установлению территорий ОКН и их зон охраны;

придание отдельным территориям исторического поселения статуса достопримечательного места.

     Финансово-экономические основы


Сохранение ОКН и объектов исторической среды требует значительных инвестиций, объем которых зачастую превышает стоимость нового строительства таких же объемно-планировочных параметров.

Следует сформировать систему многоканального финансирования мероприятий по обеспечению сохранности ОКН, объединяющую бюджеты всех уровней (федеральный, областной, муниципальный) и внебюджетные источники в целях максимально эффективного использования финансовых ресурсов.

Сохранение культурного наследия положительно воздействует на экономический рост в различных областях городского развития: строительстве и реставрации, рынке недвижимости, туризме. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективным для сохранения ОКН является включение их в планы областного и городского развития.

В основу Концепции положены универсальные принципы:

1) разграничение полномочий в сфере охраны культурного наследия между органами власти всех уровней;

2) разнообразие форм собственности на ОКН при четкости обременений на их использование;

3) при приоритете культурной ценности принцип экономической выгоды при пользовании памятником;

4) принцип окупаемости капиталовложений в реставрацию за счет доходных инвестиционных проектов, развития инфраструктуры и благоустройства;

5) создание благоприятного инвестиционного климата.

Экономическое стимулирование сохранения культурного наследия, расположенного на территории Нижнего Новгорода, должно предусматривать:

- заказы на реставрационные работы со стороны органов власти всех уровней, а также со стороны негосударственных инвесторов;

- всемерное поощрение реставрации и реконструкции с учетом преимуществ, которые они предоставляют в условиях современной рыночной конъюнктуры, а именно: экономия площадей, инфраструктур, сырья и энергии;

- активный поиск новых видов использования старых зданий как часть жилищной политики и схем общественного благоустройства, сохранение социального равновесия в зонах реконструкции "ветхого" жилья, улучшение среды обитания и условий жизни всех слоев населения;

- разработку гибких механизмов для поддержания частных инициатив, спонсорства частных лиц и коммерческих организаций;

- систематическое разъяснение коммерческим организациям ценности частных инвестиций в культурное наследие с тем, чтобы экономические группы и городское сообщество осознали продуктивность и престижность инвестиций в культурное наследие. Следует показать разницу между прямыми и косвенными выгодами, вытекающими из этой деятельности.

В целях популяризации сохранения ОКН необходимо предусмотреть проведение ежегодных конкурсов среди собственников ОКН на лучшее их содержание и реставрацию.

 

    3. Государственная политика в области сохранения
     культурного наследия как фактора устойчивого
     развития нижнего новгорода


Без культурного наследия немыслимы современная жизнь Нижнего Новгорода и перспективы его всестороннего развития. Культурное наследие является одной из основ формирования самосознания, обладает большим потенциалом в утверждении преемственности гуманистических и патриотических ценностей.

Культурное наследие включено во многие социальные процессы и является источником духовного обогащения общества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»