Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнений окружающей среды Нижегородской области на 2007-2009 годы"

 ПАСПОРТ
     областной целевой программы "Обеспечение гидрометеорологической
     безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды
     Нижегородской области на 2007-2009 годы"

Наименование Программы

Областная целевая программа "Обеспечение гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области на 2007-2009 годы"

     Основания разработки Программы

1. Соглашение между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Правительством Нижегородской области о сотрудничестве в области обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности населения и инфраструктуры Нижегородской области от 28.09.2005 № 55-П.

2. План мероприятий по подготовке Программы обеспечения гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды как одного из важнейших факторов обеспечения экологической безопасности Нижегородской области на 2007-2009 годы, утверждённый Губернатором Нижегородской области и Руководителем Росгидромета, от 25.05.2006.

     Заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

     Основные разработчики Программы

- комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области;

- Верхне-Волжское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по согласованию);

     Соисполнители мероприятий Программы

- комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области;

- Верхне-Волжское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по согласованию);

- Росгидромет (по согласованию);

- научно-исследовательские организации Росгидромета (при условии участия в реализации Программы);

- комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области;

- органы местного самоуправления муниципальных образований (при условии участия в реализации Программы);

- природоохранные организации, функционирующие на территории Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы);

- предприятия различных форм собственности - источники загрязнения окружающей природной среды (при условии участия в реализации Программы);

- предприятия и организации, эксплуатирующие питьевые водозаборы (при условии участия в реализации Программы);

- министерство строительства Нижегородской области;

- министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

- министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области.

     Цель Программы

Повышение инвестиционной привлекательности Нижегородской области на основе обеспечения высокого уровня её гидрометеорологической безопасности, информированности о состоянии загрязнения объектов окружающей среды и повышения степени защищённости населения, животного и растительного мира от загрязнения окружающей среды путём развития и совершенствования областной системы мониторинга состояния окружающей среды

     Задачи Программы

- предотвращение и снижение негативного воздействия опасных метеорологических (шквалы, смерчи, сильные ливни, грозы, град, сильные снегопады) и гидрологических (наводнения, подтопления, обмеления, ледовые явления) явлений на население, инфраструктуру и деятельность отраслей экономики Нижегородской области и повышение устойчивости функционирования погодозависимых отраслей экономики и отраслей хозяйства, деятельность которых зависит от режима водных объектов;

- предотвращение и снижение экономического и морального ущерба и некомфортности проживания в результате резких изменений текущих погодных условий;

- повышение степени гидрометеорологической изученности территории Нижегородской области и обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики, территориальной инфраструктуры и жизнедеятельности населения Нижегородской области с учетом долговременных тенденций изменения погодных условий и гидрологического режима водных объектов;

- обеспечение учёта изменений климата при перспективном планировании развития Нижегородской области и её отдельных территорий;

- повышение защищенности населения, животного мира и биоты от воздействия химического и радиационного загрязнения объектов окружающей среды, в том числе от чрезвычайных и аварийных ситуаций техногенного характера, связанных с загрязнением окружающей среды;

- обеспечение высокого уровня информированности населения, органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и природоохранных организаций о фактическом и ожидаемом загрязнении окружающей среды;

- получение полной достоверной информации, необходимой для осуществления эффективного регулирования антропогенного воздействия на объекты окружающей среды и определения степени пригодности последних для различных видов природопользования;

- обеспечение достоверности, сопоставимости, унификации и доступности информационных ресурсов системы мониторинга состояния окружающей среды путём формирования правовой основы её деятельности;

- обеспечение устойчивости и эффективности функционирования системы мониторинга состояния окружающей среды Нижегородской области путём решения вопросов координации деятельности субъектов мониторинга, укрепления организационной структуры и развития объектов инфраструктуры системы;

- обеспечение системы мониторинга состояния окружающей среды Нижегородской области квалифицированными кадрами;

- обеспечение выполнения  и адаптации к условиям Нижегородской области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды.

     Основные направления реализации Программы

- развитие и совершенствование системы обеспечения гидрометеорологической безопасности Нижегородской области;

- развитие и совершенствование системы мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области;

- правовое обеспечение деятельности систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области;

- организационное совершенствование систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области;

- кадровое и социальное обеспечение деятельности систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области;

- научное обеспечение деятельности систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области.

     Сроки реализации Программы

2007-2009 годы

     Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы

Общий предполагаемый объем финансирования в млн. руб. - 356,0

в том числе:

средства федерального бюджета - 179,3 (50%);

средства областного бюджета - 84,4 (24%), из них 18,2 из областного экологического фонда, 0,6 из средств, выделяемых на сельское хозяйство, 1,2 из средств целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, 64,4 из средств на охрану окружающей среды;

средства местных бюджетов- 68,0 (19%);

средства подведомственных Верхне-Волжскому УГМС организаций- 24,0 (7%);

иные источники - 0,3 (менее 0, 1%).

Предполагаемый объем финансирования по годам в млн. руб.:
     2007 год - 96,8,
в том числе: из федерального бюджета - 59,1; из областного бюджета - 10,3 (в том числе 8,0 из областного экологического фонда, 0,2 из средств на сельское хозяйство, 0,4 из средств целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, 1,8 из средств на охрану окружающей среды); из бюджетов муниципальных образований - 19,2; из средств подведомственных ВВУГМС организаций - 8,1; из иных источников - 0,1.

2008 год - 97,1, в том числе: из федерального бюджета - 48,4; из областного бюджета - 17,8 (в том числе 5,1 из областного экологического фонда, 0,2 из средств на сельское хозяйство, 0,4 из средств целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, 12,1 из средств на охрану окружающей среды); из местных бюджетов - 22,3; из средств подведомственных Верхне-Волжскому УГМС организаций - 8,5; из иных источников - 0,1.

2009 год - 162,1, в том числе: из федерального бюджета - 71,8; из областного бюджета - 56,3 (в том числе 5,1 из областного экологического фонда, 0,2 из средств на сельское хозяйство, 0,4 из средств целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, 50,6 из средств на охрану окружающей среды); из местных бюджетов - 26,5; из средств подведомственных Верхне-Волжскому УГМС организаций - 7,4; из иных источников - 0,1.

Кроме того, будут задействованы:

- средства займа Международного банка реконструкции и развития, поступающие через Проект модернизации Росгидромета (Соглашение о займе между Российской Федерацией и МБРР от 11.08.2005) в соответствии с выделенной Росгидрометом Верхне-Волжскому УГМС для Нижегородской области квотой. Объём средств окончательно определится к началу 2007 года;

- собственные средства других лицензированных организаций, которые будут участвовать в реализации Программы; объём этих средств не определён, так как будет зависеть от возможностей и степени участия конкретных организаций;

- средства хозяйствующих субъектов, объём которых не рассчитывался в связи с отсутствием в настоящее время в области перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в зоне влияния результатов их хозяйственной деятельности.

Конкретные объёмы ежегодного финансирования Программы из различных источников будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов.

     Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В результате реализации мероприятий к 2010 году в Нижегородской области будет сформирована действенная система гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды, деятельность которой позволит повысить инвестиционную привлекательность Нижегородской области, обеспечить высокую степень гидрометеорологической безопасности и информированности населения о состоянии загрязнения окружающей среды и существенно увеличит степень защищённости населения, животного и растительного мира от загрязнения объектов окружающей среды.

В ходе реализации основных направлений Программы и решения позволяющих достичь поставленной цели задач будут получены следующие конкретные результаты, являющиеся критериями оценки эффективного расходования вложенных средств:

- модернизована и расширена радиолокационная сеть и организовано получение сшитой радиолокационной карты ЕТР, позволяющие своевременно выявить опасные метеорологические явления;

- организовано получение и распространение метеорологической информации в режиме реального времени;

- организован аэрокосмический мониторинг территории Нижегородской области;

- открыто не менее трёх автоматизированных гидрологических постов, позволяющих получать информацию об уровнях воды в режиме реального времени;

- организована система экстренного оповещения населения о возможном возникновении опасных гидрометеорологических явлений;

- выполнено инструментальное уточнение опасных отметок воды на реках Нижегородской области;

- внедрено ежедневное прогнозирование погоды по городам и населённым пунктам Нижегородской области с заблаговременностью до 5 суток;

- усовершенствована система информирования населения Нижегородской области о прогнозируемых погодных условиях;

- внедрена современная система информационного обслуживания органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований;

- не менее чем на 10 постов расширена сеть гидрометеорологических наблюдений;

- организована сеть микроклиматических наблюдений в селитебной зоне городов Нижегородской области;

- модернизировано техническое оснащение сети гидрометеорологических наблюдений;

- модернизировано техническое оснащение системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической информации;

- уточнён на основе натурных обследований и пересмотрен кадастр водных объектов Нижегородской области;

- организована система получения и уточнения гидрологических характеристик на участках специализированного водопользования;

- выполнено районирование территории Нижегородской области и городов по степени благоприятности для деятельности отраслей экономики и жизнедеятельности населения;

- внедрено в практику работы проведение гидрометеорологической экспертизы;

- сформированы группы оперативного реагирования при ЧС, связанных с загрязнением окружающей среды;

- организована и оснащена необходимым оборудованием мобильная партия для обследования состояния загрязнения территорий, подверженных аварийному и экстремально высокому загрязнению;

- организованы стационарные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в 8 промышленных городах Нижегородской области (Бор, Заволжье, Кулебаки, Выкса, Павлово, Городец, Богородск, Саров);

- выполнены маршрутные обследования состояния загрязнения воздуха в 6 городах Нижегородской области (Ворсма, Семёнов, Первомайск, Ветлуга, Навашино, Чкаловск);

- организованы наблюдения за загрязнением воздуха в 2-х не охваченных наблюдениями районах г.г.Н.Новгорода и Дзержинска;

- организована система мониторинга влияния отдельных источников загрязнения на качество объектов окружающей среды, базирующаяся на сети наблюдений, установленной на границах санитарно-защитных зон (воздух) и на участках непосредственного влияния сбросов сточных вод (водные объекты);

- внедрены методы непрерывного пробоотбора воздуха;

- организован экспериментальный пост контроля загрязнения воздуха в режиме реального времени;

- расширена сеть городов, обслуживаемых прогнозами неблагоприятных для рассеивания вредных примесей метеорологических условий;

- обследовано загрязнение снежного покрова в 10 городах Нижегородской области (Саров, Бор, Заволжье, Кулебаки, Арзамас, Выкса, Павлово, Городец, Богородск, Балахна);

- организованы исследования загрязнения воздуха на уровне верхних этажей жилых домов, в районах наиболее интенсивного горения лесов и торфяников, полигонов ТБО и несанкционированных свалок;

- расширен спектр контролируемых загрязняющих веществ;

- внедрены микробиологические наблюдения на сети мониторинга загрязнения водных объектов;

- выполнено обследование загрязнения почвенного покрова в 9 городах Нижегородской области (Бор, Заволжье, Выкса, Кулебаки, Павлово, Арзамас, Балахна, Богородск, Саров) и на территории Богородского и Балахнинского районов;

- обеспечен непрерывный контроль в режиме реального времени за радиоактивностью атмосферы в г.Н.Новгороде;

- возобновлена деятельность системы непрерывного слежения за гамма-фоном;

- модернизировано и обновлено техническое оснащение постов и лабораторий;

- внедрены новые формы и современные технические средства для обслуживания населения, органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований информацией о загрязнении окружающей среды;

- модернизирована автоматизированная система сбора, обработки и распространения информации о загрязнении окружающей среды;

- разработан закон Нижегородской области "О формировании и обеспечении функционирования территориальной системы наблюдений за состоянием окружающей среды на территории Нижегородской области";

- разработан перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха;

- в рамках Совета экологической безопасности Нижегородской области сформирован координационный совет по мониторингу загрязнения окружающей среды и гидрометеорологической безопасности;

- организованы кустовые центры мониторинга состояния окружающей среды в г.г.Арзамасе, Дзержинске, Сарове;

- построено и оборудовано здание метеорологической станции в г.Арзамасе;

- на базе Волжской ГМО организован полевой комплекс мониторинговых исследований состояния окружающей среды и кадровой подготовки;

- построено 2 новых здания метеорологических станций;

- оборудовано не менее трёх помещений под АДГП;

- построен и оборудован лабораторный корпус в г.Н.Новгороде;

- проработан вопрос подготовки специалистов гидрометеорологического профиля на базе учебно-производственных комбинатов средней школы, в техникумах, колледжах и вузах Нижегородской области;

- проработаны вопросы повышения уровня социальной защищённости специалистов систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды;

- расширена методическая база прогнозирования гидрометеорологических параметров и параметров загрязнения объектов окружающей среды;

- расширена методическая база определения в объектах окружающей среды содержания загрязняющих веществ, специфических для выбросов (сбросов) предприятий Нижегородской области;

- разработаны территориальные строительные нормы для Нижегородской области;

- организован центр научно-практических разработок и внедрения результатов НИР.

Итогом перечисленных выше результатов явится:

- повышение оправдываемости прогнозов опасных гидрометеорологических явлений с 95 до 97%;

- повышение заблаговременности прогноза опасных гидрометеорологических явлений с 0,5 час. до 1 часа;

- повышение оправдываемости текущих прогнозов погоды с 92 до 95%;

- повышение степени гидрологической изученности территории с 5 до 30%;

- предотвращение высокого (10 ПДК) загрязнения атмосферного воздуха в городах Нижегородской области в неблагоприятные для рассеивания вредных примесей периоды;

- повышение степени изученности загрязнения объектов окружающей среды на территории Нижегородской области с 20 до 80%.

Система управления и контроля за реализацией Программы

Оперативное управление:

комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области при участии Верхне-Волжского УГМС.

Контроль за ходом реализации программных мероприятий:

Правительство Нижегородской области