Наименование Программы | Областная целевая программа "Обеспечение гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области на 2007-2009 годы" |
Основания разработки Программы | 1. Соглашение между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Правительством Нижегородской области о сотрудничестве в области обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности населения и инфраструктуры Нижегородской области от 28.09.2005 № 55-П. 2. План мероприятий по подготовке Программы обеспечения гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды как одного из важнейших факторов обеспечения экологической безопасности Нижегородской области на 2007-2009 годы, утверждённый Губернатором Нижегородской области и Руководителем Росгидромета, от 25.05.2006. |
Заказчик Программы | Правительство Нижегородской области |
Основные разработчики Программы | - комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области; - Верхне-Волжское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по согласованию); |
Соисполнители мероприятий Программы | - комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области; - Верхне-Волжское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по согласованию); - Росгидромет (по согласованию); - научно-исследовательские организации Росгидромета (при условии участия в реализации Программы); - комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области; - органы местного самоуправления муниципальных образований (при условии участия в реализации Программы); - природоохранные организации, функционирующие на территории Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы); - предприятия различных форм собственности - источники загрязнения окружающей природной среды (при условии участия в реализации Программы); - предприятия и организации, эксплуатирующие питьевые водозаборы (при условии участия в реализации Программы); - министерство строительства Нижегородской области; - министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; - министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области. |
Цель Программы | Повышение инвестиционной привлекательности Нижегородской области на основе обеспечения высокого уровня её гидрометеорологической безопасности, информированности о состоянии загрязнения объектов окружающей среды и повышения степени защищённости населения, животного и растительного мира от загрязнения окружающей среды путём развития и совершенствования областной системы мониторинга состояния окружающей среды |
Задачи Программы | - предотвращение и снижение негативного воздействия опасных метеорологических (шквалы, смерчи, сильные ливни, грозы, град, сильные снегопады) и гидрологических (наводнения, подтопления, обмеления, ледовые явления) явлений на население, инфраструктуру и деятельность отраслей экономики Нижегородской области и повышение устойчивости функционирования погодозависимых отраслей экономики и отраслей хозяйства, деятельность которых зависит от режима водных объектов; - предотвращение и снижение экономического и морального ущерба и некомфортности проживания в результате резких изменений текущих погодных условий; - повышение степени гидрометеорологической изученности территории Нижегородской области и обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики, территориальной инфраструктуры и жизнедеятельности населения Нижегородской области с учетом долговременных тенденций изменения погодных условий и гидрологического режима водных объектов; |
- обеспечение учёта изменений климата при перспективном планировании развития Нижегородской области и её отдельных территорий; - повышение защищенности населения, животного мира и биоты от воздействия химического и радиационного загрязнения объектов окружающей среды, в том числе от чрезвычайных и аварийных ситуаций техногенного характера, связанных с загрязнением окружающей среды; - обеспечение высокого уровня информированности населения, органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и природоохранных организаций о фактическом и ожидаемом загрязнении окружающей среды; - получение полной достоверной информации, необходимой для осуществления эффективного регулирования антропогенного воздействия на объекты окружающей среды и определения степени пригодности последних для различных видов природопользования; - обеспечение достоверности, сопоставимости, унификации и доступности информационных ресурсов системы мониторинга состояния окружающей среды путём формирования правовой основы её деятельности; - обеспечение устойчивости и эффективности функционирования системы мониторинга состояния окружающей среды Нижегородской области путём решения вопросов координации деятельности субъектов мониторинга, укрепления организационной структуры и развития объектов инфраструктуры системы; - обеспечение системы мониторинга состояния окружающей среды Нижегородской области квалифицированными кадрами; - обеспечение выполнения и адаптации к условиям Нижегородской области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды. | |
Основные направления реализации Программы | - развитие и совершенствование системы обеспечения гидрометеорологической безопасности Нижегородской области; - развитие и совершенствование системы мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области; - правовое обеспечение деятельности систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области; - организационное совершенствование систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области; - кадровое и социальное обеспечение деятельности систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области; - научное обеспечение деятельности систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области. |
Сроки реализации Программы | 2007-2009 годы |
Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы | Общий предполагаемый объем финансирования в млн. руб. - 356,0 в том числе: средства федерального бюджета - 179,3 (50%); средства областного бюджета - 84,4 (24%), из них 18,2 из областного экологического фонда, 0,6 из средств, выделяемых на сельское хозяйство, 1,2 из средств целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, 64,4 из средств на охрану окружающей среды; средства местных бюджетов- 68,0 (19%); средства подведомственных Верхне-Волжскому УГМС организаций- 24,0 (7%); иные источники - 0,3 (менее 0, 1%). Предполагаемый объем финансирования по годам в млн. руб.: 2008 год - 97,1, в том числе: из федерального бюджета - 48,4; из областного бюджета - 17,8 (в том числе 5,1 из областного экологического фонда, 0,2 из средств на сельское хозяйство, 0,4 из средств целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, 12,1 из средств на охрану окружающей среды); из местных бюджетов - 22,3; из средств подведомственных Верхне-Волжскому УГМС организаций - 8,5; из иных источников - 0,1. 2009 год - 162,1, в том числе: из федерального бюджета - 71,8; из областного бюджета - 56,3 (в том числе 5,1 из областного экологического фонда, 0,2 из средств на сельское хозяйство, 0,4 из средств целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, 50,6 из средств на охрану окружающей среды); из местных бюджетов - 26,5; из средств подведомственных Верхне-Волжскому УГМС организаций - 7,4; из иных источников - 0,1. Кроме того, будут задействованы: - средства займа Международного банка реконструкции и развития, поступающие через Проект модернизации Росгидромета (Соглашение о займе между Российской Федерацией и МБРР от 11.08.2005) в соответствии с выделенной Росгидрометом Верхне-Волжскому УГМС для Нижегородской области квотой. Объём средств окончательно определится к началу 2007 года; - собственные средства других лицензированных организаций, которые будут участвовать в реализации Программы; объём этих средств не определён, так как будет зависеть от возможностей и степени участия конкретных организаций; - средства хозяйствующих субъектов, объём которых не рассчитывался в связи с отсутствием в настоящее время в области перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в зоне влияния результатов их хозяйственной деятельности. Конкретные объёмы ежегодного финансирования Программы из различных источников будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | В результате реализации мероприятий к 2010 году в Нижегородской области будет сформирована действенная система гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды, деятельность которой позволит повысить инвестиционную привлекательность Нижегородской области, обеспечить высокую степень гидрометеорологической безопасности и информированности населения о состоянии загрязнения окружающей среды и существенно увеличит степень защищённости населения, животного и растительного мира от загрязнения объектов окружающей среды. В ходе реализации основных направлений Программы и решения позволяющих достичь поставленной цели задач будут получены следующие конкретные результаты, являющиеся критериями оценки эффективного расходования вложенных средств: - модернизована и расширена радиолокационная сеть и организовано получение сшитой радиолокационной карты ЕТР, позволяющие своевременно выявить опасные метеорологические явления; - организовано получение и распространение метеорологической информации в режиме реального времени; - организован аэрокосмический мониторинг территории Нижегородской области; - открыто не менее трёх автоматизированных гидрологических постов, позволяющих получать информацию об уровнях воды в режиме реального времени; - организована система экстренного оповещения населения о возможном возникновении опасных гидрометеорологических явлений; - выполнено инструментальное уточнение опасных отметок воды на реках Нижегородской области; - внедрено ежедневное прогнозирование погоды по городам и населённым пунктам Нижегородской области с заблаговременностью до 5 суток; - усовершенствована система информирования населения Нижегородской области о прогнозируемых погодных условиях; - внедрена современная система информационного обслуживания органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований; - не менее чем на 10 постов расширена сеть гидрометеорологических наблюдений; - организована сеть микроклиматических наблюдений в селитебной зоне городов Нижегородской области; - модернизировано техническое оснащение сети гидрометеорологических наблюдений; - модернизировано техническое оснащение системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической информации; - уточнён на основе натурных обследований и пересмотрен кадастр водных объектов Нижегородской области; - организована система получения и уточнения гидрологических характеристик на участках специализированного водопользования; - выполнено районирование территории Нижегородской области и городов по степени благоприятности для деятельности отраслей экономики и жизнедеятельности населения; - внедрено в практику работы проведение гидрометеорологической экспертизы; - сформированы группы оперативного реагирования при ЧС, связанных с загрязнением окружающей среды; - организована и оснащена необходимым оборудованием мобильная партия для обследования состояния загрязнения территорий, подверженных аварийному и экстремально высокому загрязнению; - организованы стационарные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в 8 промышленных городах Нижегородской области (Бор, Заволжье, Кулебаки, Выкса, Павлово, Городец, Богородск, Саров); - выполнены маршрутные обследования состояния загрязнения воздуха в 6 городах Нижегородской области (Ворсма, Семёнов, Первомайск, Ветлуга, Навашино, Чкаловск); - организованы наблюдения за загрязнением воздуха в 2-х не охваченных наблюдениями районах г.г.Н.Новгорода и Дзержинска; - организована система мониторинга влияния отдельных источников загрязнения на качество объектов окружающей среды, базирующаяся на сети наблюдений, установленной на границах санитарно-защитных зон (воздух) и на участках непосредственного влияния сбросов сточных вод (водные объекты); - внедрены методы непрерывного пробоотбора воздуха; - организован экспериментальный пост контроля загрязнения воздуха в режиме реального времени; - расширена сеть городов, обслуживаемых прогнозами неблагоприятных для рассеивания вредных примесей метеорологических условий; - обследовано загрязнение снежного покрова в 10 городах Нижегородской области (Саров, Бор, Заволжье, Кулебаки, Арзамас, Выкса, Павлово, Городец, Богородск, Балахна); - организованы исследования загрязнения воздуха на уровне верхних этажей жилых домов, в районах наиболее интенсивного горения лесов и торфяников, полигонов ТБО и несанкционированных свалок; - расширен спектр контролируемых загрязняющих веществ; - внедрены микробиологические наблюдения на сети мониторинга загрязнения водных объектов; - выполнено обследование загрязнения почвенного покрова в 9 городах Нижегородской области (Бор, Заволжье, Выкса, Кулебаки, Павлово, Арзамас, Балахна, Богородск, Саров) и на территории Богородского и Балахнинского районов; - обеспечен непрерывный контроль в режиме реального времени за радиоактивностью атмосферы в г.Н.Новгороде; - возобновлена деятельность системы непрерывного слежения за гамма-фоном; - модернизировано и обновлено техническое оснащение постов и лабораторий; - внедрены новые формы и современные технические средства для обслуживания населения, органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований информацией о загрязнении окружающей среды; - модернизирована автоматизированная система сбора, обработки и распространения информации о загрязнении окружающей среды; - разработан закон Нижегородской области "О формировании и обеспечении функционирования территориальной системы наблюдений за состоянием окружающей среды на территории Нижегородской области"; - разработан перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха; - в рамках Совета экологической безопасности Нижегородской области сформирован координационный совет по мониторингу загрязнения окружающей среды и гидрометеорологической безопасности; - организованы кустовые центры мониторинга состояния окружающей среды в г.г.Арзамасе, Дзержинске, Сарове; - построено и оборудовано здание метеорологической станции в г.Арзамасе; - на базе Волжской ГМО организован полевой комплекс мониторинговых исследований состояния окружающей среды и кадровой подготовки; - построено 2 новых здания метеорологических станций; - оборудовано не менее трёх помещений под АДГП; - построен и оборудован лабораторный корпус в г.Н.Новгороде; - проработан вопрос подготовки специалистов гидрометеорологического профиля на базе учебно-производственных комбинатов средней школы, в техникумах, колледжах и вузах Нижегородской области; - проработаны вопросы повышения уровня социальной защищённости специалистов систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды; - расширена методическая база прогнозирования гидрометеорологических параметров и параметров загрязнения объектов окружающей среды; - расширена методическая база определения в объектах окружающей среды содержания загрязняющих веществ, специфических для выбросов (сбросов) предприятий Нижегородской области; - разработаны территориальные строительные нормы для Нижегородской области; - организован центр научно-практических разработок и внедрения результатов НИР. Итогом перечисленных выше результатов явится: - повышение оправдываемости прогнозов опасных гидрометеорологических явлений с 95 до 97%; - повышение заблаговременности прогноза опасных гидрометеорологических явлений с 0,5 час. до 1 часа; - повышение оправдываемости текущих прогнозов погоды с 92 до 95%; - повышение степени гидрологической изученности территории с 5 до 30%; - предотвращение высокого (10 ПДК) загрязнения атмосферного воздуха в городах Нижегородской области в неблагоприятные для рассеивания вредных примесей периоды; - повышение степени изученности загрязнения объектов окружающей среды на территории Нижегородской области с 20 до 80%. |
Система управления и контроля за реализацией Программы | Оперативное управление: комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области при участии Верхне-Волжского УГМС. Контроль за ходом реализации программных мероприятий: Правительство Нижегородской области |