Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнений окружающей среды Нижегородской области на 2007-2009 годы"

1. Содержание проблемы

В ряду стоящих перед человечеством проблем всё более значительное место занимают проблемы экологической безопасности, в том числе защиты от воздействия опасных природных явлений.

Экологическая безопасность определяется как процесс обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Поэтому обеспечение экологической безопасности связано, прежде всего, с решением проблем поддержания устойчивого состояния окружающей среды и её защищённости от природных и техногенных катастроф. Ясно, что эти проблемы многогранны и включают в себя целый комплекс различных задач, охватывающих широкий спектр человеческой деятельности и природных процессов.

Одной из особенностей, во многом определяющей их общность и тесную взаимосвязь, является ярко выраженная региональность, которая обуславливает необходимость изначального решения проблем на уровне субъектов Российской Федерации. Актуальны перечисленные выше проблемы и для Нижегородской области.

Среди многообразия факторов, включающих опасные природные воздействия, выделяется обширный блок гидрометеорологических явлений, защищённость от которых характеризуется термином "гидрометеорологическая безопасность", которая в соответствии с Концепцией гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ от 16 апреля 2004 года, утвержденной решением Совета глав правительств СНГ, определяется как состояние защищённости личности, общества и государства от воздействия опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений, глобальных изменений погодно-климатических условий территории. В то же время гидрометеорологические условия оказывают существенное, а порой и определяющее воздействие на формирование загрязнения объектов окружающей среды. Именно поэтому в 60-х годах двадцатого столетия была сформирована единая система мониторинга состояния объектов окружающей среды (воздуха, почвы, водных объектов, снежного покрова и атмосферных осадков), которая, с одной стороны, позволяет оценить степень загрязнения перечисленных объектов, с другой стороны, мониторинг их физических параметров и базирующаяся на его основе деятельность по производству гидрометеорологической информации решает вопросы обеспечения гидрометеорологической безопасности.

Опасные гидрометеорологические и гелиогеофизические явления (циклоны, штормы, ураганы, грозовые шквалы, пылевые бури, засуха, ливни, наводнения, внезапное понижение температуры воздуха, снегопады, град и т. д.) влекут за собой человеческие жертвы и наносят значительный ущерб экономике и имуществу граждан. Кроме того, эти явления могут вызвать или усилить другие бедствия, в том числе лесные пожары, перемещение крупных скоплений гусениц, распространение болезней (брюшной тиф, малярия, холера и т.д.), выбросы токсичных газов, разливы нефти и радиационные аварии.

По оценке экспертов Всемирной метеорологической организации в течение десятилетнего периода 1991-2000 годов более 70% материальных потерь и до 90% людей, пострадавших от стихии, стали жертвами опасных природных явлений, обусловленных метеорологическими и гидрологическими причинами, а размеры потерь мировой экономики от опасных природных явлений составляют от 50 до 100 млрд. долларов США ежегодно. При этом эффективное использование гидрометеорологической и связанной с ней информации, в том числе и долгосрочных (сезонных и климатических) прогнозов, может способствовать предотвращению или минимизации серьезного экономического ущерба.

Такая статистика дает основание считать, что в ряду опасных природных явлений именно явления гидрометеорологического характера являются самыми опасными и именно от них, в первую очередь, требуется организация защиты населения и экономики.

В этих условиях предоставление своевременных предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях может дать эффективную отдачу в виде спасенных жизней и имущества людей.

Трудно переоценить положительный эффект для экономики от заблаговременных предупреждений о продолжительных по времени таких опасных явлениях, как засухи, маловодье, наводнения, а также от предоставления долгосрочных (сезонных и климатических) прогнозов.

Целые отрасли экономики в той или иной степени зависят от погодно-климатических условий и опасных гидрометеорологических явлений. Сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство и управление водохозяйственной деятельностью, энергетика, наземный, речной и авиационный транспорт, строительство и городское хозяйство, рекреационная и туристическая индустрия, системы связи и оборона не могут нормально функционировать без своевременного и качественного гидрометеорологического обеспечения.

Географическое положение Нижегородской области, морфологические особенности её поверхности, некоторые другие природные характеристики (хорошо развитая гидрографическая сеть, наличие двух крупных водохранилищ - Горьковского и Чебоксарского) создают достаточно благоприятные условия для возникновения опасных гидрометеорологических явлений, характерной особенностью которых является то, что они не имеют чётко локализованного характера, то есть, их возникновение возможно в любом районе области в самое разное время.

В этих условиях интересы Нижегородской области в обеспечении гидрометеорологической безопасности, в первую очередь, обусловлены необходимостью повышения уровня безопасности населения, его жизнедеятельности от негативного воздействия опасных гидрометеорологических явлений путём оперативного информирования и реагирования.

Главная задача Правительства Нижегородской области по обеспечению гидрометеорологической безопасности состоит в создании условий, которые способствовали бы достижению необходимого уровня и качества гидрометеорологического обеспечения органов власти, населения и отраслей экономики Нижегородской области, позволяющего снизить отрицательные воздействия опасных гидрометеорологических явлений на безопасность жизни и имущества людей, инфраструктуру Нижегородской области, а также на функционирование её экономики.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Нижегородской области предполагает учёт данных долгосрочных (сезонных и климатических) прогнозов при планировании деятельности в погодозависимых отраслях хозяйства, таких как энергетика, транспорт, строительство, сельское хозяйство, лесной комплекс и др., а также полный и правильный учёт гидрометеорологических условий при формировании планов социально-экономического развития.

Для успешного решения указанных задач необходимо иметь как можно более полную и достоверную гидрометеорологическую информацию, получить которую можно только при активном развитии на территории Нижегородской области системы гидрометеорологических наблюдений и хорошо отлаженной системы сбора, обработки и распространения информации гидрометеорологического назначения.

Серьёзного внимания заслуживает также проблема оснащения и поддержания на современном технологическом уровне технических средств (в том числе систем приёмки и обработки космических снимков, радиометеорологических наблюдений) и вычислительных комплексов.

Только при этих условиях гарантировано своевременное получение надёжной и исчерпывающей информации, прогнозов и предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях и климатических изменениях, что позволит своевременно принять меры по обеспечению безопасности жизнедеятельности, защите имущества населения и предотвращения возможного ущерба экономике.

Основой системы обеспечения гидрометеорологической безопасности Нижегородской области является действующая на её территории государственная гидрометеорологическая сеть наблюдений Росгидромета.

В соответствии с абзацем 17 статьи 6 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъектов Российской Федерации. Источником получения такой информации является мониторинг окружающей среды (статья 63).

Таким образом, источником информации о загрязнении окружающей среды на территории Нижегородской области является система мониторинга загрязнения окружающей среды, которая наряду с задачей информирования населения решает ещё ряд задач:

- обеспечение потребностей государственной власти Нижегородской области и юридических лиц в достоверной информации о состоянии загрязнения окружающей среды;

- получение информации о воздействии на объекты окружающей среды антропогенных источников;

- прогнозирование возможного ухудшения качества объектов окружающей среды;

- анализ долговременных тенденций изменения уровней загрязнения объектов окружающей среды;

- формирование исходных данных для осуществления процессов регулирования антропогенного воздействия на объекты окружающей среды.

Гидрометеорологические факторы и процессы играют большую, а зачастую и определяющую, роль в формировании уровня загрязнения объектов окружающей среды. Гидрометеорологическая информация лежит в основе прогнозирования загрязнения объектов окружающей среды и регулирования антропогенного воздействия на них. Без знания гидрометеорологических характеристик: параметров ветра, величин температуры воздуха, состояния атмосферной стратификации и циркуляции, водности, глубин, скоростей течения водотоков, типов, состава, влагоёмкости почв - невозможно определить скорость и характер распространения зон экстремально высокого и аварийного загрязнения территорий и оценить возможные последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Гидрометеорологические наблюдения и наблюдения за загрязнением окружающей среды поставляют исходную информацию для расчётов по определению допустимых антропогенных нагрузок на объекты окружающей среды, следовательно, лежат в основе регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду и обеспечения защищённости населения, животного и растительного мира от её загрязнения.

Кроме того, как показывает опыт работы, высокая степень гидрометеорологической безопасности и информированности о состоянии загрязнения объектов окружающей среды, наличие комплекса информации о загрязнении существенно повышает уровень инвестиционной привлекательности территорий, особенно для инвестиций иностранного капитала. Ведь включение экологических факторов в систему экономических оценок - это быстро растущая общемировая тенденция. Фактор экологичности растёт и будет расти. Поэтому повышение уровня экологической безопасности позволит улучшить репутацию региона и за счёт этого повысить его конкурентоспособность, поскольку для иностранных инвесторов зелёный имидж региона является одним из определяющих факторов при принятии решения об инвестициях, а наличие реальной экологической информации позволит избежать использования экологической аргументации для нечестной конкуренции.

Как правило, представители крупных коммерческих организаций, желающих вложить деньги, всегда задают вопрос об экологическом аудите и наличии климатической информации и информации о состоянии загрязнения объектов окружающей среды. Наличие соответствующей информационной базы, прозрачность информационного поля снижает возможные риски и, следовательно, характеризует регион с положительной стороны. В результате возрастает вероятность принятия решения об инвестировании.

Таким образом, высокая степень гидрометеорологической безопасности и информированности о состоянии загрязнения объектов окружающей среды существенно повышает уровень инвестиционной привлекательности территорий, особенно для инвестиций иностранного капитала, и зачастую является одним из важнейших аргументов при решении вопросов об инвестировании тех или иных проектов.